Столичная мэрия работает над альтернативным механизмом распределения мест для торговых объектов, которые сейчас разыгрываются на аукционах. Одна из идей — наделить узкопрофильные предпринимательские организации правом самостоятельно раздавать своим членам места для ведения бизнеса, без торгов. Об этом «Известиям» рассказал замруководителя столичного департамента торговли и услуг Никита Кузнецов.
По словам чиновника, с таким предложением в ведомство обратились сами предприниматели. В их письме (есть в распоряжении «Известий») говорится, что одной из «ключевых проблем мелкорозничной торговли, а также стритфуда и бытовых услуг является катастрофическая нехватка мест для торговли, порожденная общим тяжелым дефицитом торговых помещений в городе». В качестве причины такого дефицита указано «необоснованное сокращение мест в схемах размещения».
По мнению предпринимателей, необходимо предоставить отраслевым ассоциациям возможность самостоятельно находить места для торговых объектов, возложить на них обязанности по контролю за выполнением «обязательств, взятых перед городом», а также создать при департаменте рабочую группу, которая подготовит предложения по «схеме распределения торговых мест через ассоциации».
Напомним, что сейчас в столице готовится новая схема, которая предполагает размещение на территории города около 9,6 тыс. объектов мелкорозничной торговли. Она вводится вместо предыдущей, раскритикованной в 2011 году мэром столицы Сергеем Собяниным. По словам Кузнецова, возможность наделения профильных ассоциаций дополнительными правами пока рассматривается на уровне идеи.
— Часть мест действительно можно передать саморегулируемым организациям, оставшаяся часть все равно должна разыгрываться через аукционы. Не все же, к примеру, захотят вступать в ассоциации. Взамен организация должна обеспечить контроль, внешний вид, разработать соответствующие нормативы, — пояснил чиновник.
Сколько именно мест город может предоставить таким организациям, пока сказать сложно, добавил Кузнецов. Зато более-менее ясно, какие виды отраслевых ассоциаций могут получить дополнительные права. Речь идет о распространении печатной продукции, молочной и мясной продукции, бытовых услугах, а также фастфуде.
Эксперты отметили, что в столице действительно наблюдается острая нехватка объектов торговли по отдельными видам бизнеса. К примеру, по словам Александра Оськина, председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), по количеству полноценных киосков прессы (с более 1 тыс. печатных наименований) Москва отстает от столиц европейских государств. Если в Европе один такой объект приходится на 1 тыс. жителей, то в Москве — на 5 тыс.
Нехватка мест наблюдается в области не только «печати», но и фастфуда. По словам Кузнецова, количество таких объектов по сравнению с 2010 годом сократилось в три раза.
Помимо дефицита мест, чиновник указал и еще на одну проблему — аукционы не могут выиграть представители так называемых «бедных» сегментов бизнеса. Суммы контрактов по аукционам за трехлетнюю аренду одной точки варьируются от 100 тыс. до 3 млн рублей. «Далеко не все предприниматели имеют возможность отдавать такие суммы. Те же чистильщики обуви, к примеру. Но строить им бизнес как-то надо», — отметил Кузнецов.
Предоставление дополнительных полномочий узкопрофильным ассоциациям нельзя считать оптимальным вариантом — он не исключает фактов «произвола» среди руководства подобных организаций, считает Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства. По его мнению, гораздо более действенно было бы продление сроков аренды торгового места или возможность выкупа арендуемой площади.
Источник: Izvestia.ru