На прошлой неделе был выпущен последний номер еженедельного журнала «Спорт день за днем». Он издавался в Москве на 84 страницах, делая акцент на аналитических материалах известных спортивных журналистов. Журнал входил в состав одноименного издательского дома, ядром которого была образованная в 2006 году и издающаяся в Санкт-Петербурге одноименная газета.
«Закрытие московского журнала не означает краха всего издательского дома, – сказал в телефонном разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» главный редактор газеты «Спорт день за днем» Сергей Бавли. – В последнее время деятельность московского и питерского отделений издательского дома была практически независимой друг от друга, и политика руководства состояла в том, чтобы разделить их окончательно. В столице планировалось создание мощного мультимедийного проекта, но, взвесив все обстоятельства, было решено отказаться от инвестиций в него. Высокотехнологичный и динамичный медиа-бизнес требовал наличия мощной фигуры во главе проекта, а таковой не оказалось».
По словам главного редактора питерской газеты, отказываться от ее финансирования руководство издательского дома не собирается. Напротив, планируются спецпроекты и развитие сайта. «Крах же московского проекта позволил улучшить материальную базу питерского офиса за счет перевозки современной оргтехники», - улыбнувшись, добавил господин Бавли.
История «Спорта день за днем» началась в середине «нулевых».
Тогдашнему президенту «Зенита» Давиду Трактовенко не нравилось, как писали о его команде в ведущих московских спортивных изданиях. Все попытки пресс-службы клуба повлиять на имидж «сине-бело-голубых» успехом не увенчивались. И тогда боссу питерского клуба бросили идею организовать свою газету на зависть болельщикам «Спартака».
В городе, помешанном на теории антизенитовского заговора в столице, идея упала на благодатную почву. Вот только запустить газету за несколько недель еще никому не удавалось. Пока шли необходимые организационные мероприятия, Трактовенко пришлось продать клуб.
Сделка по передаче контрольного пакета акций в ЗАО «Футбольный клуб «Зенит» была для и без того входившего в сотню самых богатых людей России банкира Трактовенко очень выгодной. Но от своего своего медиапроекта, который ничего кроме убытков не сулил, он отказываться не собирался.
В спортивного младенца на невиданные прежде в журналистском сообществе Санкт-Петербурга зарплаты переманили лучших репортеров, специализирующихся на голах, очках, секундах. Газета сразу же была зарегистрирована в качестве федерального издания и, в отличие от московских, стала выходить в цвете и без выходных.
Ироничные питерские репортеры из числа тех, кто не попал в штат «Спорта день за днем», прозвали газету «Звездой Давида» или «Зеленым спортом».
Оформить первую полосу в сине-бело-голубых тонах после того, как «Зенит» перестал быть детищем Трактовенко, не рискнули. О красно-белых или сине-красных речи быть не могло.
Первоначальную же концепцию пришлось изменить. Завоевав определенные позиции на питерском рынке (хотя и в лучшие времена «Спорт день за днем» уступал по тиражам даже скромному «Спорт уик-энду», живущему только за счет продаж), «Зеленый спорт» решил завоевать Москву, а вслед за ней – и всю Россию. Газета стала распространяться в столице и регионах, а московский офис стал полноправной частью редакции.
Выходить на рынок печатных СМИ, где уже были два монстра, в середине «нулевых» было очень непросто. Руководители федерально-питерского издания пробовали переманивать «золотые перья» из этих монстров, но акулы спортивного пера не повелись на предлагаемые запредельные гонорары.
Ставка на авторские колонки телевизионных звезд, которые частенько безбожно халтурили, выдавая на печатные полосы то, что не вошло в эфир, тоже не сработала.
Между тем, ангажированные на первом этапе создания газеты питерские звезды в большинстве своем покинули «Спорт день за днем», несмотря на привлекательные финансовые условия. Завоевать собственный сегмент на рынке ежедневных изданий в Москве питерцам не удалось, и в столице стали издавать раз в неделю журнал.
О «Звезде Давида» можно было бы написать увлекательную повесть в стиле Сергея Довлатова. Только зачем, если все уже описано на примере «Нового американца»? Конечно, Трактовенко не требовал покупать обычную бумагу для печати фотографий или заменять свинину на фаршированную рыбу в передовых статьях, но убытки возглавляемого им издательского дома с каждым годом волновали бизнесмена все больше и больше.
Своим медиапроектом экс-президент «Зенита» поручил руководить сыну. Того, судя по всему, перспектива стать российским спортивным Рупертом Мэрдоком не прельщала.
По оценкам экспертов в журналистском сообществе Петербурга, ежегодно «Звезда Давида» обходится Трактовенко в $3-4 млн.
В отличие от «Зенита» этот актив выгодно продать не удастся. Ни Леонид Федун, ни Евгений Гинер не нуждаются в персональных рупорах.
В издательском доме Трактовенко в последние годы постоянно искали резервы для экономии. На седьмом году существования пошли на кардинальную меру. Полностью ликвидировали московскую часть проекта с самыми высокооплачиваемыми авторами и дорогостоящим офисом.
Питерскую газету пока не трогают, хотя зарплаты там сейчас уже отнюдь не запредельные. Коллеги отзываются о Давиде Трактовенко как об очень порядочном человеке, который не выбросит их на улицу. Ведь трудоустроиться на ниве спортивной журналистики в Санкт-Петербурге сейчас непросто. Идею же экс-президента о «сине-бело-голубой» прессе сейчас успешно осуществляют силами самого «Зенита».
Крах журнала, где можно было прочитать интересные мнения и эксклюзивные интервью, отражает общую тенденцию положения дел в спортивных СМИ.
При нынешних ценах на изготовление и распространение печатных изданий практически невозможно сделать их рентабельными. О рекламном рынке и говорить не приходится. Он у нас административноресурсный.
Да и круг читателей, привыкших смаковать печатное слово и вырезать таблицы, сужается. Не случайно даже в «Зеленом спорте» сейчас собираются делать ставку на интернет. Вот только и для экспансии на этом рынке потребуются солидные инвестиции, которые могут быть и не заложены в семейном бюджете Трактовенко. Тем более что для раскрутки австралийского клуба, который он купил (шутники утверждают, что «Сидней» переименуют в «Зенит»), совершенно не нужно специальное издание.
Источник: Газета.ru