Три дня работал на американском конгрессе в Балтиморе. И здесь нон-стоп звучала одна мысль в разных вариантах, что печатная пресса в США имеет будущее, и прежде всего – журналы. Здесь даже приводились факты об увеличении продаж печатки, наблюдающемся в последнее время. Один из докладчиков утверждал, что будущее «цифры» - в печатке.

Американские издатели и дистрибуторы всегда были оптимистами. Наблюдая за их деятельностью уже несколько лет, я убеждаюсь, что в самые кризисные годы они находят позитив и концентрируются на модернизации своего бизнеса и адаптации его к новым условиям. Похожие процессы наблюдаются в Канаде.

Что полезного для нас в сегодняшней позитивной эйфории на рынке печатных СМИ североамериканского континента? Прежде всего – культ печатного слова, поскольку, по их убеждению, журнальная продукция уже стала неотъемлемым атрибутом человеческой цивилизации. В качестве курьезного примера здесь приводились случаи, когда молодые люди, покупающие последнюю модель iPad, после этого подписываются на печатный журнал по обучению работе с планшетниками. Показательны и последние опросы читающей аудитории, среди которой только 9% готовы полностью отказаться от печатной версии журнала в пользу цифровой. 

Поэтому современная журнальная продукция в США в качестве основного тренда развития выбрала движение навстречу своему читателю. Показателен в этом смысле новый фрактальный подход, означающий на практике выпуск журналов для очень маленьких групп читателей, выделяющихся из большого массива. Примером такого журнала является издание для лиц, путешествующих с домашними животными на транспорте (стартовый тираж - 5 000). Ниша оказалась небольшой, но устойчивой – тиражи издания растут год от года. Но есть в Америке и примеры массовой журнальной продукции. Таковым  является журнал Family Circle: тираж его бумажной версии  - 4 млн.  экземпляров, количество друзей на Facebook– более 400 000, фолловеров в Twitter– 100 000. Такая рекордная популярность издания объясняется его ориентацией на семейное чтение, семейный круг.

На американском рынке очень сильны различные формы продвижения изданий, их рекламы в сетях распространения, промоакции, привязка к сезонным продажам и различным общественно-политическим событиям.

А вы видели в каком-нибудь российском супермаркете стойку со спецвыпуском еженедельников, посвященных победе России в чемпионате мира по хоккею? Ничего подобного, победа есть, но отечественный издатель и отечественный ритейл никак не использовали это событие для увеличения продаж печатных СМИ. А по американским данным, печатка в магазинах самообслуживания занимает 4% торговых площадей, а дает 12% оборота магазина. Кроме того, здесь используют так называемые кросс-продажи,  когда журнал продается вместе с бутылкой вина или упаковкой ветчины - в этом случае цена на пакет получается значительно ниже. Такая форма выгодна и производителю и ритейлу. 

Еще одно интересное явление на американском рынке – появление «буказинов», то есть книжек-журналов. Это, по сути, сборник журнальных статей под одной обложкой, такой продукт здесь дороже журнала, но дешевле книги, и расходится как «горячие пирожки». На конгрессе прозвучал интересный лозунг: цифровые СМИ уничтожат лишь те издания, которые не смогут адаптироваться к новым условиям, и с этим выводом нельзя не согласиться. 

В России активно представлено «похоронное бюро экспертов», которые давно и упорно ставят крест на печатных СМИ. Все разговоры о смерти печатки, безусловно, сильно преувеличены. Бумажная пресса, особенно журналы и книги, как комфортный продукт для человека и зона информационного доверия будут иметь, на мой взгляд, долгую и счастливую жизнь, но, конечно, не в тех гигантских масштабах, какие мы имели в России. Материализация виртуального мира на реальном носителе, в данном случае бумажном, разумеется, имеет для человека большое психологическое значение. Можете ли вы себе представить Конституцию или Библию, представленную на планшетнике?! И как в таком случае приносить клятву на верность стране и Богу?!

Американский конгресс издателей и дистрибуторов подтвердил необходимость симбиоза цифры и бумаги в наиболее удобной для человека пропорции и реализации.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что e-book - слово не печатное, а Книга вечна. 

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com)