Письмо АРПП министру информации и печати Саратовской области Р.Ю. Чуйченко

АРПП направила письмо в адрес министра информации и печати Саратовской области Романа Чуйченко. Ассоциация не разделяет позитивной оценки ситуации в регионе.

Министру информации и печати
Саратовской области Р.Ю. Чуйченко

Уважаемый Роман Юрьевич, 

В адрес нашей Ассоциации поступило письмо за Вашей подписью (от 08.06.2012г. №1424) по проблемам функционирования системы распространения прессы. Просим принять благодарность за внимание, проявленное к данной теме. 

Что же касается содержательной части Вашего письма, то вынуждены сообщить, что мы не разделяем позитивной оценки ситуации, сложившейся на рынке розничного распространения газетно-журнальной продукции на территории муниципального образования «Город Саратов». 

Вас явно подвели помощники, готовившие проект документа, которые указали не соответствующие действительности среднероссийские показатели размещения объектов прессы. На самом деле в среднем по России обеспеченность торговыми точками, реализующими периодику и книги, находится на уровне 1 объект на 3000 жителей. Лучше всего этот вопрос решён в Липецке, где 1 киоск прессы приходится на 1000 жителей. В Липецкой области при содействии властей создан режим наибольшего благоприятствования для операторов рынка периодики, в результате чего за последние 10 лет здесь было открыто 70 новых киосков прессы. В Москве результаты хуже – 1 киоск прессы на 2470 человек (без учёта супермаркетов и бензоколонок). Близок к этим цифрам и Саратов.   

Однако в целом российский рынок розничных продаж прессы, в том числе и саратовский рынок по торговле периодикой, значительно уступают в плане доступности газет, журналов и книг аналогичным рынкам многих зарубежных стран. Так, в Чехии один объект по торговле прессой обслуживает 400 человек, в Польше – 650 человек, в Германии – 700 и даже в США, где 80% тиражей печатных СМИ распространяется по подписке, - 1600 человек.

Столь же неубедительной в подписанном Вами письме выглядит ссылка на то, что «реализация газетно-журнальной продукции осуществляется в помещениях 269 предприятий потребительского рынка, сетевых магазинов». Вам, как человеку, занимавшему в прошлом пост главного редактора газеты, думаю, хорошо известно, что продажа прессы в супермаркетах носит ограниченный характер, т.к. здесь в незначительном ассортименте представлена в основном журнальная продукция.

Свою озабоченность усилением негативных тенденций на рынке продаж периодики в Саратове мы выражали в письмах главе муниципального образования «Город Саратов» О.В. Грищенко (от 14.12.2009 г. №413/09) и губернатору Саратовской области П.Л. Ипатову (от 16.12.2011 г.    № 610/11). В этих обращениях мы предлагали осуществить ряд мер по сохранению и развитию системы розничного распространения газет и журналов. К сожалению, наши призывы остались без внимания. 

Более того в результате принятых в последние два года городскими властями репрессивных, по своей сути, мер численность объектов, реализующих периодическую печатную продукцию, значительно сократилась. Только за прошедший год общее число такого рода объектов уменьшилось более чем на треть. Вследствие этого десятки тысяч отечественных печатных СМИ лишились возможности получить в Саратове доступ к покупателям. 

Таким образом, можно сделать вывод, что в Саратове положение с объектами прессы в расчёте на душу населения является неудовлетворительным. Властные структуры создали условия, ограничивающие реализацию конституционного права граждан на свободное получение информации.

С учётом изложенного просим Вас, Роман Юрьевич, ещё раз вернуться к анализу ситуации на рынке печатных СМИ Саратова, дать объективную оценку состоянию системы распространения периодической печатной продукции в городе и области, осуществить необходимые меры по устранению наметившихся здесь опасных тенденций, подрывающих информационную безопасность России.

С уважением,
Председатель правления АРПП                                    А.В. Оськин