Константин Федоринин, Роспечать: Эффективно обеспечить печатными СМИ население могут только киоски

О распространении прессы в Челябинской области, проблемах рынка продаж прессы, сносе киосков и взаимодействии с властями в интервью интернет-журналу PlanetaSMI.RU рассказал Константин Федоринин, генеральный директор ОАО «Роспечать» Челябинской области.

— Константин Евгеньевич, по традиции в начале нашей беседы расскажите немного о возглавляемом вами предприятии…

— ОАО «Роспечать» Челябинской области является розничной сетью, распространяющей печатную продукцию и товары повседневного спроса на территории Южного Урала.

Современная «Роспечать» является правопреемником «Союзпечати» и потому имеет очень давнюю историю. За последние десять лет, нарабатывая позитивные тенденции распространения периодической печати через розничную сеть, ОАО «Роспечать» сохранило на Урале доверие населения и деловую репутацию надежного предприятия-партнера.

С 2007 года «Роспечать» Челябинской области входит в состав холдинга Media3, который создан для управления медиаактивами группы компаний «ПромСвязьКапитал».

Общий штат сотрудников компании – более 2000 человек. В нашу розничную сеть в настоящее время входит более 700 торговых точек.

— А что это за точки? Каков их формат?

— В целях наиболее полного удовлетворения потребностей наших клиентов мы используем в своей работе разные форматы торговли.

Основным нашим форматом, несомненно, является киосковая торговля. При этом мы применяем киоски различных типов. Есть «круги», «полукруги», «овалы», классические киоски разных размеров, торгово-остановочные комплексы.

Наряду с основным форматом мы реализуем прессу через «пресс-точки» и магазины прессы. «Пресс-точка» — очень интересный формат, представляющий собой «островное» торговое место, размещаемое в крупных торгово-развлекательных комплексах.

Магазин прессы — это магазин самообслуживания, в котором читатель может с комфортом подобрать интересующее его издание.

— Какие сегодняшние проблемы системы распространения прессы наиболее знакомы вашей компании?

— Одной из основных является проблема поиска мест для перемещения киосков по причине реконструкции дорожной сети в крупных городах Челябинской области. Каждый год под программу дорожного развития попадает 40-50 наших торговых объектов, и мы совместно с компетентными службами органов местного самоуправления стараемся находить приемлемые способы разрешения таких ситуаций.

Другой немаловажной проблемой является общая ангажированность властей идеей ликвидации нестационарных торговых объектов с мест общего пользования. Отношения зачастую складываются непростые. Но пока нам удается находить компромиссы. Это вполне справедливо, поскольку, распространяя печатную продукцию, мы исполняем значительную социальную функцию.

Общей для отрасли является проблема серьезного падения продаж периодики в экземплярах. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение в количестве продаваемых экземпляров, по нашим оценкам, составило в среднем 8% по ежедневным и 11% по еженедельным изданиям.

Характерной для всей экономики страны является проблема роста издержек, прежде всего связанных с инфляцией, повышением стоимости энергоносителей, необходимостью индексации заработной платы. В связи с чем в настоящий момент перед всеми предприятиями отрасли стоит задача по поиску путей выхода из сложившейся ситуации.

— Согласно сообщениям СМИ, сейчас в Челябинске полным ходом идет массовый снос киосков. Осознает ли местная власть значимость киосков прессы? Чувствуете ли вы себя в безопасности?

— Не будем скрывать, действительно, во второй половине 2011 года мы чувствовали себя неуютно при обсуждении вопросов оформления земельных участков под киосками в городе Челябинске. В ноябре-декабре муниципальные власти даже инициировали ряд судебных дел о демонтаже киосков. В ответ мы вынуждены были организовать мощную PR-кампанию, целью которой было максимальное освещение проблем оформления социально-значимых торговых объектов.

В результате проведенных мероприятий у властей сложилось представление о необходимости более внимательного отношения к киоскам по продаже печатной продукции.

— Видимо, это только в Челябинской области… Потому как, судя по прилетающим со всех уголков страны вестям, спокойная работа киосков прессы в России закончилась… Как вы считаете — в чем причина нападок со стороны чиновников? Насколько обоснованы их претензии к розничным распространителям прессы?

— События в ряде городов, связанные с попытками сноса торговых объектов, вызваны постепенной ассимиляцией страны в европейское экономическое пространство, где, однако, существует совсем иная модель распространения прессы. Безусловно, многие чиновники, находясь в Европе на отдыхе, не вдаваясь в российскую специфику дистрибуции прессы, уже сейчас хотят видеть улицы наших городов «свободными» от металлических киосковых конструкций. Однако Европа шла к этому 100 лет! Наши же чиновники планируют это осуществить в течение 5-10 лет.

Полагаю, что идею сноса ларьков по продаже продуктов питания, алкогольных напитков, для которых существует и распространена альтернатива в виде «магазинов у дома», супермаркетов, можно считать оправданной. Однако, бесспорно, нет оправдания идее демонтажа точек распространения печатной продукции. Ведь многолетней практикой убедительно доказано, что только киоски в нашей стране могут эффективно обеспечить продукцией печатных СМИ наше население. В связи с чем положительны примеры тех мэров и губернаторов, которые не препятствуют деятельности киосков прессы, а порой даже поддерживают развитие киосковых сетей. Челябинская область в этом плане вполне может выступить положительным примером для других субъектов Российской Федерации.

— По мнению председателя правления АРПП Александра Оськина, одна из причин «киосковой войны» кроется в лоббировании интересов крупных торговых компаний, супермаркетов. Как вы считаете — если, не дай Бог, киосков прессы не останется, сможет ли ритейл восполнить опустевшую нишу розничных продаж газет и журналов?— Абсолютно согласен с Александром Владимировичем. Здесь очень простое объяснение. Средний супермаркет в состоянии разместить максимум два стеллажа прессы (то есть 100-200 наименований), при этом, как правило, это глянцевые издания. А киоски позволяют продавать по 500-600 наименований, большая часть из которых — газеты. А какая доля газет в ассортименте периодической печатной продукции среднестатистического супермаркета? Процентов 10-12. Не более того!

Таким образом, если мы хотим уничтожить газеты как инструмент информирования населения, то в киосках отпадет необходимость. Однако если мы понимаем социальную значимость газет, то без киосков не обойтись, а классический сетевой ритейл — лишь дополнительный канал сбыта, рассчитанный на достаточно состоятельную покупательскую аудиторию (с доходом 20-30 тыс. руб. на члена семьи в месяц).

— Последние годы эксперты в один голос говорят, что читатель уходит в Интернет, продажи прессы падают, и скоро она вообще перестанет пользоваться спросом. Насколько обоснованы данные утверждения? Можете ли вы рассказать на примере своей сети — как изменился покупательский спрос за последние годы?

— Конечно, Интернет оказывает влияние на продажи прессы, но не настолько существенно, как многие утверждают. Основной причиной падения спроса на прессу заключается не в развитии Интернета, а в падении платежеспособности населения. По моему мнению, процессы, инициированные в экономике в 2008 году, только в 2011-2012 годах стали в полной мере сказываться на менее обеспеченных слоях населения. Ведь покупатели прессы в киосках имеют сравнительно невысокий доход — 10-15 тыс. руб. в месяц на члена семьи.

Мы, находясь постоянно в тесном контакте с нашим покупателем, стараемся очень чутко реагировать на изменение их потребительской психологии. Сейчас действительно идет отток той части населения, которая не являлась стабильным покупателем, а совершала покупки импульсно. Часть из таких покупателей возможно и находит альтернативу в Интернете. А часть вообще отказывается от потребления информации.

По нашим прогнозам снижение спроса прекратится в 2012 году, после чего у киосков прессы останется стабильная покупательская аудитория, которая привыкла покупать прессу в киосках.

— А какие из представленных в вашем ассортименте товарных групп пользуются наибольшим спросом у покупателей?

— В последние 3-5 лет мы наблюдаем устойчивый рост интереса к коллекционным изданиям. Последние мы классифицируем на журнальные и книжные. Так сложилось, что на журнальных коллекционных изданиях специализируются крупные зарубежные издательские дома (ИД «Бурда», Bauer Media, ИД «Премьера-НГ»). В то же время книжные коллекционные проекты выпускают в основном отечественные издательства («АиФ», «КП», «МК»).

Мы принимаем активное участие в запуске всех коллекционных продуктов на территории Урала. За период существования коллекционных проектов только в Челябинской области сформировалась колоссальная покупательская аудитория, приобретающая более 30 тысяч экземпляров в неделю.

Другой тенденцией является рост продаж товаров народного потребления, в первую очередь, табачной продукции и товаров хозяйственного назначения.

— Как вы можете оценить состояние рынка распространения СМИ в России в целом? Выживет ли традиционная розница на падающем рынке печатной продукции?

— Основной тенденцией на рынке является падение доходности от продажи прессы. Полагаю, что в течение 2012-2013 годов все сетевые распространители прессы встанут перед вопросом «быть или не быть?». Печатная продукция выживет на рынке, но только при условии параллельного активного роста продаж товаров народного потребления в сетях прессы. С этим, кстати, связана другая тенденция — исчезновение специализации, когда пресса по сути станет товаром сопутствующего ассортимента. Разумеется, со стабильным спросом и весьма значительной долей в выручке розничных игроков.

— А может быть все дело в устаревших технологиях?... Что могут сейчас, с технологической точки зрения, предпринять распространители, что бы сохранить свой бизнес?

— Несомненно, продажа периодики — это высокотехнологический процесс, который можно развивать бесконечно. Однако технологическое развитие — не самоцель, в любом случае должен постоянно находиться некий баланс между рентабельностью и технологичностью.

Разумеется, любой розничный дистрибутор прессы должен развиваться в технологическом плане. И развитие технологии в этом смысле является залогом экономической рентабельности бизнеса в будущем. Оно так или иначе призвано сократить затраты времени и средств на обработку продаваемой продукции. Одним из самых существенных векторов развития технологии в настоящее время является автоматизация обработки продукции. При этом участники рынка в плане автоматизации сейчас не однородны. Если для крупных федеральных сетей автоматизация склада — почти вчерашний день, то для региональных игроков — насущная потребность.

— Константин Евгеньевич, и в заключении — о планах. Над какими проектами вы работаете, и когда они будут внедрены?

— Мы продолжаем и дальше развивать направление книжных коллекций. В начале лета мы запустили новый продукт — книгу-перевертыш. Интересный формат подачи информации, востребованные авторы, привлекательная цена (59 рублей) вызвали положительную реакцию читательской аудитории. В начале июля 2012 года мы запускаем новую книжную коллекцию — любовные романы. На осень текущего года также запланировано несколько амбициозных проектов. Более того, во второй половине 2012 года мы планируем применить наработанные нами технологии, продукты и знания, в региональных сетях Урала.

Мы продолжаем активно создавать новые возможности для продвижения товаров и услуг.

Значительное внимание мы стараемся уделять модернизации новых объектов, при этом основной практической целью модернизации является увеличение возможности витринной выкладки товаров.

Уже совсем скоро мы запустим лотереи «Гослото», в результате желающие смогут прямо в киосках делать лотерейные ставки, получать выигрыши в пределах определенной суммы.

Источник: PlanetaSMI.RU, Евгения Трушина