Цифровое неравноправие и цифровое недоверие

Несколько событий на прошедшей неделе стали знаковыми для отечественной медиаотрасли. Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров на Петербургском международном экономическом форуме, а конкретно на деловом завтраке Сбербанка под председательством Германа Грефа, назвал в качестве основной своей задачи борьбу за ликвидацию цифрового неравноправия в стране.

Под этим подразумевается неравномерное распространение доступа к интернету в городах, поселках и селах России. Как тут не вспомнить тот факт, что большое число населенных пунктов страны всё ещё не электрифицировано и не газифицировано. Как говорят, главным итогом завоевания второго места на «Евровидении» «Бурановских бабушек» стало то, что в их село наконец-то провели электричество и хорошую дорогу. И даже в ближнем Подмосковье десятки населенных пунктов не имеют газа, а что касается интернета – я просто молчу. Я предложил бы призыв министра трансформировать в следующий лозунг: «За цифровое, электрическое и газовое равноправие в стране».

Порадовала меня и свежая новость, что по числу интернет-пользователей наша страна занимает первое место в Европе. Думаю, это совершенно очевидно на фоне населения Дании, Люксембурга, Княжества Монако и других более масштабных европейских стран. Так и хочется спросить ‑ чему радуетесь, господа?

Но на этой неделе одновременно пришли и объективно положительные материалы по итогам глобального исследования международной сети независимых агентств Oriella PR Network. В ходе него было опрошено более 600 журналистов в 16 странах Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки. Опрос показал, что свыше половины представителей СМИ (54%) ожидают рост аудитории своих изданий и только 20% - её падение. Контент традиционных в СМИ с годами все больше расширяется за счет мультимедийных составляющих. По сравнению с 2011 годом, как говорится в исследовании, использование изданиями видеоматериалов выросло вдвое. Заметно увеличилась доля  инфографики и авторских блогов в публикациях. При написании материалов журналисты всё чаще используют в качестве источников блоги, которым доверяют и знают. И таких ‑  90% опрошенных.   Генеральный директор официального представителя Oriella PR Network в России Наталия Бучельникова называет развитие цифровой журналистики в России ‑ уникальным феноменом. Как показывает исследование, именно здесь издания и авторы максимально используют онлайн-возможности. «К примеру, российские журналисты технически подкованы и гораздо более активно применяют социальные медиа, чем их зарубежные коллеги», ‑ отмечает Наталия Бучельникова.

Статистика «внедрения» издательской жизни в социальные сети говорит сама за себя. Сегодня каждое четвертое издание имеет мобильные версии, а половина – ведёт официальные страницы в Facebook и Twitter, отмечается в исследовании. Одновременно сообщается  о падении доверия к неизвестным блогам и микроблогам в Twitter. Только 22% опрошенных журналистов все еще продолжают пользоваться этими источниками.  Издания во всем мире диверсифицируют предоставляемый цифровой контент, делая его доступным на большем количестве устройств, и сегодня чаще, чем когда-либо за последние пять лет, обращаются к цифровым СМИ в поиске нужной информации.

Во всех вышеприведённых данных преобладает не только оптимизм, но и отражаются реальные процессы конвергенции печатных и электронных СМИ. Сегодня журналист, а в обобщенном виде – издатель, создаёт качественный контент и предлагает его потребителю с максимальным использованием цифровых технологий и по всем возможным каналам продвижения информации. 

И, наконец, на этой же неделе в «РИА Новости» состоялся представительный форум «Медиа будущего». Здесь при большом объеме полезной информации откровенно прозвучала похоронная нота в отношении традиционных СМИ ‑ в том смысле, что их жизнь завершится к концу десятилетия. Во как! Заметьте, речь шла не об интеграции или конвергенции, а о кончине ненавистной печатки.

Меня часто спрашивают – чем вызвана активность некого «похоронного бюро» в отношении печатных СМИ. Отвечаю. Всё очень просто – идёт явная борьба за рекламные объемы, борьба за переориентацию рекламодателей с печатных на электронные и цифровые СМИ. И в этом главная ущербность многих медиа-экспертов, в том числе и зарубежных. Жаль, что джентльмены теряют объективность и выступают с предвзятых позиций.

На самом деле «цифра» ‑ ничто, а «буква» ‑ это всё. Полезная информация может потребляться человеком с любого носителя, включая глиняные дощечки и бумажные плакаты, особенно в тех населенных пунктах страны, где нет ни газа, ни хороших дорог, ни электричества.