Эксперты отмечают, что опрос и его результаты несовершенны: «Отвечая на вопрос, какую роль играет тот или иной институт, люди не говорили за себя, а выступали как бы экспертами».
Средний балл влияния СМИ, занимавших первую строчку в рейтинге влияния общественных институтов с начала проведения опроса в 2000 году, в этом году достиг пика и составил 3,64 балла (по пятибалльной шкале). На второе место респонденты ВЦИОМа поставили политические партии, влияние которых за 12 лет выросло с 2,43 до 3,10 балла. От партий немного отстает православная церковь (3,09 балла), роль которой за два года незначительно снизилась (в 2010 году церковь набрала наибольший балл за 12 лет — 3,32). Влияние профсоюзов россияне оценивают стабильно низко: максимальный балл (2,21) они получили в 2008 году, сейчас — 1,8 балла.
Лидирующую позицию СМИ гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров объяснил “Ъ” тем, что «СМИ в последние лет 13 деполитизировались и превратились в институт инфотейнмента, а не политической пропаганды, которым они были в 90-е годы». Кроме этого, по его словам, «стало меньше чернухи, а может быть, вырос предел чувствительности к ней». «Есть и другой опрос, где мы спрашиваем, деятельность каких институтов одобряет общество,— там СМИ тоже лидируют»,— сказал господин Федоров. Другие институты — партии и профсоюзы — по его словам, в рейтинге одобрения находятся «внизу». «Роль парламента в последнее время снизилась, а профсоюзы не нашли себя в новой жизни и остались советскими: это не институт, а симуляция института»,— сказал глава ВЦИОМа.
Отвечая на вопрос “Ъ” о том, почему в рейтинг вошли всего четыре института, Валерий Федоров пояснил, что изначально «опрос хотели проводить только про церковь, но, чтобы понять, много или мало, добавили еще». «Высокая оценка роли церкви в 2010 году связана с тем, что тогда был всплеск интереса к РПЦ, связанный со сменой патриарха прежде всего. Патриарх Кирилл пришел с новыми инициативами, новой энергией, новых людей привел и был очень активен на фоне последних лет Алексия»,— сказал глава ВЦИОМа, отметив, что общество позитивно оценило те изменения. Теперь же «мы видим некоторое снижение рейтинга», что «связано с рядом инцидентов, которые разворачивались в последние полгода». «Водоразделом», по его мнению, стала инициатива передать церквям имущество религиозного назначения: это был первый случай, когда музейное сообщество резко высказалось против этого и было снято табу на гражданскую критику церкви, отметил господин Федоров.
По мнению старшего научного сотрудника Института социологии РАН Леонтия Бызова, показатель СМИ завышен: печатная пресса практически потеряла свой авторитет, а роль телевидения идет на спад, так как оно является рупором власти, а власть теряет в каком-то смысле популярность. «Не должен вводить в заблуждение и высокий авторитет РПЦ,— сказал он “Ъ”.— Многие опросы показывают, что этот авторитет виртуальный и является данью определенной традиции». Партии, по его словам, «никто не любит», а профсоюзы — «это одна из бюрократических надстроек, профсоюзов нет в нашей политической культуре». «Мне, как социологу, не нравится формулировка этого опроса,— отметил господин Бызов.— Отвечая на вопрос, какую роль играет тот или иной институт, люди не говорили за себя, а выступали как бы экспертами: может, на меня не влияет, а на других влияет».
Источник: Коммерсантъ-Online, Наталья Корч