Геннадий Кудий: Лицом к печати

Геннадий Кудий, зам. начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям — о современных проблемах отрасли печатных СМИ в России.

ПРЕССА И ИНТЕРНЕТ

У меня стойкое ощущение, что мы теряем пространство во многом по своей вине. Чрезмерно увлекаемся всякими новомодными вещами. Это касается Интернета, сайтов, сетей. Можете ли вы сказать, является ли сейчас хотя бы одно интернет-издание прибыльным? Я лично таких не знаю. Даже у самых продвинутых доля интернет-рекламы составляет 10-20%.

Говорят, что реклама уходит в Интернет. Кто у нас это считал, особенно в газетах малых городов и районов рекламу: модули и объявления? Журналы, газеты — товар востребованный, но инвестиции туда не идут. Почему? Потому что идет пропаганда: вы умрете через пять, через десять лет.

Это надо опровергать. Печатная пресса имеет свои преимущества, как имеет свои преимущества бумага, которую никакой электронный носитель заменить не может.

РОЗНИЦА

Мы теряем подписку, распространение прессы в розницу. По всей стране идет борьба с газетными киосками. То шаурма наступает «на пятки» киоскам, то проявляют инициативу местные власти. В Саратове подобное сражение идет почти год. Подпольно сносят киоски, подпольно их убирают. Никто этим не занимается. Недавно предприниматели-распространители периодики приняли заявление: «Мы обольем себя бензином и сожжем у саратовской администрации». Хотелось бы, чтобы газеты не приравнивали к шаурме и давали распространителям преимущество в расположении, выделении земли, подключении электричества.

Проблема еще и в том, что в киосках ассортимент мал по сравнению с тем, сколько выпускается. Должно быть значительно больше наименований. В супермаркете — еще меньше, глянец вперемешку с кроссвордами. Можно, например, продавать журналы по здоровью в аптеках, круглосуточных магазинах.

Нужно решить вопрос с тем, что пресса — это социально значимый товар. Если нет — то мы просто сотрясаем воздух.

ПОДПИСКА

На сегодняшний день фиксируется очень небольшое падение почтовой подписки. В пределах 2-1,5% ежегодно. Около 3 миллиардов рублей государство ежегодно выделяет почте России. Вроде бы цены на подписку не поднимаются.

С другой стороны, сколько у нас подписка сегодня в доходах занимает, если рынок посмотреть? Мало.

Есть мировой опыт. Возьмем ту же Америку: 80% прессы распространяется по подписке.

Остальное завозят в супермаркеты: возьмут — не возьмут. Остальное дорабатывает улица. Там почта на подписке тоже несет большие потери, но 6-8 миллиардов долларов, которые набегают на этих потерях почте, государство гарантированно возвращает.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИКИ

Давным-давно Федеральное агентство, журналистское сообщество, издательское сообщество работают над концепцией развития печатных СМИ страны. И такая концепция создана.

Она обнародована, даже внесена на большие консультации в Минфин, и даже кое-чего удалось достичь. В ноябре прошлого года эту концепцию рассмотрела Общественная палата РФ.

Есть много проблем, которые и денег у государства не требуют. Они требуют политического решения. Типа того же списания возврата.

Нет нашей единой работы над конечным результатом. В этом отношении нам всем надо поучиться у Интернета.

Давайте повернемся лицом к своей отрасли. Печать — это большой интеллектуальный и экономический потенциал. Давайте совместными усилиями пробивать те решения, которые очевидны, но которые у нас пока не получаются.

Источник: Журналистика & Медиарынок