Компания inFolio Research Group опубликовала результаты исследования рынка детской книги: по итогам 2011 года его объем в денежном выражении составил 18,2 миллиарда рублей. Можно констатировать рост сегмента на 2,3% по сравнению с 2010 годом, однако за позитивную динамику, по данным аналитиков, благодарить приходится исключительно повышение цен. На 8,4% сократилось число выпущенных наименований (до 10 023), более чем на 22% – общий тираж (до 102,7 миллиона); тенденция спада по этим показателям сохраняется с 2009 года (в 2011 году по сравнению с 2008 годом более чем на 11% снизилось число наименований, на 31,4% – общий тираж). Доля сегмента детских книг в общем объеме книжной продукции снизилась по сравнению все с тем же 2008 годом с 9,2% до 8,2% по числу наименований, с 19,7% до 16,8% – по совокупному тиражу.
Объем сегмента в денежном выражении медленно, но уверенно рос. Что касается покупательских предпочтений, картина такова: до 77% продаж приходится на классику детской литературы, 23% – на современных авторов. 31% – переводную литературу; 11% – современных российских авторов. Специалисты inFolio полагают, что российский рынок детской литературы столь консервативен в силу нескольких значимых причин:
– Львиная доля потребителей детской литературы – женщины старше 50 лет (бабушки, покупающие книги своим внукам), а родители до сих пор ориентируются на книги, которые им читали в детстве, и советы старшего поколения.
– Российские издатели, зная о консервативности российского потребителя, боятся рисковать и продвигать на рынок зарубежных авторов. У многих представителей издательского рынка попросту нет и возможности приобретать права на зарубежные бестселлеры.
– Современная российская и зарубежная литература, издаваемая в России, часто не доступна потребителям в городах с населением менее миллиона человек. Теперь уже из-за опасений продавцов.
– На протяжении последних двадцати лет наблюдается существенный разрыв между детской литературой, дошкольным и школьным образованием. Школы и дошкольные образовательные учреждения продолжают воспроизводить старые планы обязательного и внеклассного чтения и не способствуют развитию спроса на современную детскую литературу.
Источник: Pro-books.ru