Действующий закон о торговле нуждается в корректировке, заявило в пятницу Минэкономразвития. Практика реализации закона не позволяет говорить о достижении заявленных в нем целей, признали чиновники.
Основными целями принятого в 2010 году закона о торговле были создание конкуренции, снижение стоимости товаров, повышение качества обслуживания, снятие административных барьеров для бизнеса. Как отмечает Минэкономразвития, закон не смягчил договорные условия между поставщиками товаров и торговыми сетями.
«Меры, определенные законом, должны были облегчить поставщикам выход на рынок, снизить жесткость договорных требований, уменьшить масштабы применения маркетинговых и бонусных платежей», – говорится в докладе. Но этого не произошло. Каждый четвертый-пятый из опрошенных поставщиков заявил, что ощущает ужесточение договорных условий.
Нуждается в коррекции одна из основных норм закона – об ограничении доминирования сетей в регионе на уровне 25% доли рынка. Ограничение рыночной доли ритейлеров, как выяснилось, приводит к снижению стимулов для ценовой и неценовой конкуренции.
Федеральная антимонопольная служба (участвовала в оценке последствий принятия закона о торговле) также считает, что закон не создает ограничений и препятствий для развития сетей. Пороговое значение в 25% условно: при наличии у сети доли в 24,9% она имеет право приобрести или арендовать любое количество торговых объектов в регионе и увеличить свою долю вплоть до 100%, говорится в оценке Минэкономразвития.
Но малый бизнес, занятый в сфере торговли, иначе оценивает норму об ограничении доминирования. Еще на стадии принятия законопроекта о торговле председатель комитета по поддержке и развитию малого бизнеса Петербургской торгово-промышленной палаты Алексей Третьяков предположил, что такая норма негативно повлияет на развитие малого бизнеса. «Два киоска с шавермой будут называться «сетью», и на неё будут действовать все запреты и обязательства», – говорил Третьяков.
Еще один негативный результат – розничные сети, которым закон ограничил взимание вознаграждения с поставщиков за объем поставки (не более 10% от цены поставленных товаров), нашли иной способ обложить данью поставщика. Сети использовали перевод вознаграждения, превышающего 10%, в маркетинговые платежи и в скидки (поставщиков вынуждают снижать отпускные цены). Кроме того, была расширена система штрафных санкций за снижение качества товара и за опоздание к разгрузке (до 20% от стоимости товаров).
Почти 85% опрошенных поставщиков завили о широком распространении ценовых скидок и штрафных санкций после принятия закона.
Отказ в своевременной разгрузке самой торговой организацией не влечет применения штрафных санкций в пользу поставщика, отмечает Минэкономразвития.
Третья претензия – предусмотренное законом ограничение размера вознаграждения ритейлера до 10% привело к «усреднению» этого вознаграждения: многие торговые организации, размер вознаграждения которых составлял не более 7% до вступления в силу закона о торговле, увеличили его до определенных в законе 10%.
Некоторые нормы закона способствуют росту административной и иной нагрузки на хозяйствующие субъекты, резюмирует Минэкономразвития.
Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации» вступил в силу с 1 февраля 2010 года, после чего ритейлерам и поставщикам было дано полгода, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новым законом. Проверить эффективность исполнения закона в апреле 2012 года поручил Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России.
Представители крупных торговых сетей считают, что корректировать закон нет необходимости.
Все участники рынка уже адаптировались к требованиям закона и любые изменения в законодательстве приведут к хаосу на рынке, уверен Михаил Сусов из X5 Retail Group. «Изменений в закон о торговле вносить не нужно. Хорош он или плох, он уже вступил в силу, и идти в сторону либерализации или ужесточения требований сейчас неразумно», – говорит Сусов.
Менять принципы работы всей торговой отрасли сейчас нельзя, согласен директор российской ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белановский. Ставку необходимо делать на саморегулирование отрасли.
Аналогичной позиции придерживается директор по развитию «Руспродсоюза» Мария Ишкова.
Ранее антимонопольное ведомство неоднократно предъявляло претензии к ритейлерам за нарушение закона о торговле. В 2011 году службапредупредила Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка»), которая предлагала своим поставщикам измерять стоимость маркетинговых услуг процентом от товарооборота. ФАС отметила, что это метод манипулирования поставщиками, «которые гипотетически могут лишиться места на полке, если не подпишут документ». В начале 2012 года ФАС оштрафовала сеть Metro Cash&Carry, которая привязывала стоимость маркетинговых услуг к товарообороту.
Источник: ФАС России