Правда, для газетных киосков тут сделано небольшое исключение — эти торговые точки придется отодвинуть от остановок «лишь» на 10 метров. О том, как инициатива чиновников скажется на рынке прессы города, интернет-журнал PlanetaSMI.RU попросил рассказать его участников.
***
Издатель: Сокращение розничных сетей негативно сказывается на деятельности издательских домов
Александр Кузнецов, директор по распространению ИД «КАТМАТ»:
— Как известно, Департамент транспорта Москвы предлагает принять новые критерии размещения киосков в городе. По мнению участников рынка распространения прессы это приведет к сокращению сегмента розницы до 50%. Как скажутся данные последствия на деятельности издателей?
— Любое сокращение розничных сетей негативно сказывается на деятельности издательских домов. Розничные объекты торговли периодическими изданиями планомерно сокращаются уже много лет подряд. Сначала исчезли «ручники», после под предлогом «борьбы с терроризмом» выдавили розничную торговлю периодикой из московского метрополитена и подземных переходов (при том, что вся прочая розничная торговля как была так и осталась). Потом пошла борьба с киосками, и продолжается дальше в том же духе. Кто бы чтобы не говорил, все эти годы продажи изданий снижались пропорционально сокращению розничных точек. Таким образом, можно будет с уверенностью списывать тиражи продаж в закрываемых розничных точках в «безвозвратные потери».
— Может быть, сокращение розничных тиражей, можно компенсировать доходами от размещения рекламы и подписки?
— Рекламные службы издательских домов работают на пределе возможностей, и найти новых рекламодателей будет весьма проблематично. А единственный монополист на рынке доставки — «Почта России» — пытается заниматься всем чем угодно, кроме своих прямых обязанностей — повышением качества и скорости почтовой доставки. Поэтому смешно рассчитывать на увеличение подписки. Мало кому интересно получать периодику с задержками, пропажами и дороже, чем в розницу.
— Как участники рынка планируют отстаивать свои интересы?
— Отрасль крайне неоднородна и разобщена. Все со всеми конкурируют и преследуют собственные цели. Поговорят и забудут в очередной раз, продолжая и дальше толкаться за свое место под солнцем.
***
Распространитель: Предложения Департамента транспорта сделают бизнес убыточным
Роман Свобонас, генеральный директор ЗАО «МН-Пресс»:
— Столичный Департамент транспорта требует принять новые критерии размещения нестационарных торговых объектов в городе. Как их принятие скажется на рынке продаж прессы?
— Это станет очередной большой проблемой для печати. Пешеходные зоны в Москве не настолько широки, чтобы киоски прессы могли на них разместиться с прежней эффективностью. Например, все торговые точки нашей сети расположены в центре города, где тротуары очень узкие. Поэтому, если предложения департамента будут приняты, их последствия коснуться абсолютно всех наших киосков.
— Но ведь предлагается киоски не снести, а просто поменять места их расположения…
— Да, нам обещают предоставить компенсационные участки, но это мы уже проходили… Особенность торговли прессой в том, что места, на которых расположены киоски, должны быть людными, проходными. Если точку поставить где-то между домами, в переулочке, в нее просто перестанут ходить покупатели. Газета — товар импульсный. За картошкой — пойдут, за периодикой — нет. Сегодня бизнес по торговле прессой и так малорентабельный, а если предложения Департамента транспортавступят в силу, он станет просто убыточным.
— Ситуация выглядит более чем странной на фоне еще совсем недавней всесторонней поддержки торговли прессой со стороны столичных властей. Если вспомнить события годовой давности, когда в Москве проходила массовая зачистка уличных объектов торговли, киоски прессы оказались в практически привилегированном положении. Их, не без помощи Департамента СМИ, услышали, поддержали, предложили какие-то решения… И тут — такое. Как эти две позиции по отношению к розничным продажам прессы коррелируются между собой?
— Да никак. Все происходит по уже привычной нам схеме — «наверху» принимается решение, дается команда, чиновники на местах «берут под козырек», и начинают лететь щепки.
— Почему так происходит?
— Просто потому, что чиновникам проще напортачить с предпринимателями, чем не выполнить распоряжения начальства. Так было и с предыдущей волной по сносу киосков и созданию нового архитектурного облика. Из-за принятой в итоге формы торгового объекта мы теряем примерно 1,5 кв. м полезной площади, на которых размещалось около 200 наименований газет. Мы обращались по этому поводу к властям, но чиновники просто кивают друг на друга…
— Вот и выходит, что между чиновниками постоянная несогласованность действий. Департамент транспорта, Департамент торговли, Департамент СМИ — вроде бы должны были согласовать свои действия, а выходит, что нет…
— Они пытаются консолидироваться, но согласование решений у них происходит с колоссальной задержкой. Наш профильный департамент пытается как-то донести отраслевую позицию до мэра, но это все занимает время, и немалое. А пока идет процесс, на местах выполняются вредные для нашего бизнеса предыдущие распоряжения.
— Оцените масштаб бедствия сегодня.
— Могу сказать, что в ЦАО 60-70% объектов по продажам прессы стоят как раз в зоне предлагаемых Департаментом транспорта ограничений.
— Можно ли сказать, что сокращение розницы на 60% даст аналогичное сокращение розничных продаж прессы?
— Может быть даже и больше. Ведь точка точке рознь, некоторые из них дают очень большие объемы продаж. Например, «Новая газета» в одном, расположенном в ЦАО, киоске продается большим объемом, чем во всей нашей розничной сети. И этот кисок как раз попадает в зону ограничений. Если его сейчас сместят куда-нибудь вглубь улиц, тираж газеты упадет. Я уверен, принятие документа обязательно приведет к сокращению продаж газет и журналов по всей Москве.
— Но если теоретически киоски могут перепрофилироваться, то издатели — ни теоретически, не практически, не восстановят потерянные тиражи… А на фоне постоянного падения подписки и сокращения доходов от рекламы, ситуация начинает принимать для них просто катастрофический характер.
— Издатель, в данном случае, пострадает больше всех. И ему будет очень сложно выкарабкаться.
— Москва останется без газет?
— А зачем нам нужны газеты? Без газет людям спокойней живется (смеется).
— Что могут сейчас предпринять участники рынка для выправления ситуации?
— Так как главный пострадавший — издатель, очень многое зависит именно от него. Участникам издательского рынка необходимо совместно выработать общую позицию по данному вопросу, и используя имеющийся у него инструмент — собственные газеты и журналы — обратиться к властям. Это будет самой эффективной мерой.
***
Отраслевая организация: Рынку СМИ Москвы наносят удар, и он добьет печатное слово в городе
Александр Оськин, председатель правления АРПП:
— Как вы оцениваете предложения Департамента транспорта столицы? Каковы будут их последствия для рынка продаж прессы в Москве?
— Для участников рынка прессы подобная инициатива является катастрофой. Впервые Москва, которая славилась на всю страну поддержкой объектов прессы и системы распространения газет и журналов, развернулась на 180 градусов и взяла курс на уничтожение структуры продаж печатного слова в городе.
Новые критерии установки объектов розничной торговли преследуют якобы благую цель улучшения транспортного движения в городе. Идея, на мой взгляд, выдуманная, искусственная. Стоящие за ней люди оказались неспособны решить городские транспортные проблемы, и теперь заявляют, что объекты розничной торговли, в частности объекты прессы, мешают транспортным потокам. Киоски прессы выставляются чуть ли не главными виновниками того, что город задыхается в пробках! Это же абсурд!
— Если предложения транспортников будут приняты, каковы будут последствия для рынка печати в Москве?
— Продажи прессы сократятся на 3\4. Десятилетиями в столице складывалась определенная система распространения прессы. Киоски располагались ближе к человеку, так, чтобы газета бала на расстоянии вытянутой руки. Ведь торговля печатными СМИ имеет импульсный характер. Газеты покупают по пути — на работу, домой, в магазин… Если киоск прессы отодвинуть от пешеходных маршрутов, удалить его от мест скопления людей, это означает убить прессу! А люди, которые это предлагают сделать, просто не понимают всех особенностей продаж печатной продукции. За пивом-то в подворотню человек пойдет, а вот за журналом или книгой — нет.
Всю эту ситуацию я оцениваю как удар по рынку СМИ со стороны некоторых неразумных чиновников московского правительства, который добьет печатное слово в нашем городе. Это проявление бюрократической цензуры по отношению к печати.
***
Власть: Предложения Департамента транспорта приведет к закрытию объектов прессы
Сергей Лобанов, начальник отдела распространения печати Департамента СМИ и рекламы г. Москвы:
— Как известно, столичный Департамент транспорта требует увеличить до 5 метров расстояние от проезжей части для всех типов объектов. Какие последствия для рынка розничной торговли прессой будет иметь данная инициатива?
— В действительности разработан проект критериев допустимости размещения нестационарных торговых объектов в городе Москве и переходные положения, призванные упорядочить размещение киосков и лотков, а также сгладить процесс внедрения критериев. По оценке экспертов запрет размещения киосков печати в 5 метрах от проезжей части и в 10-метровом периметре от остановочных площадок потребует перемещения практически всей сети во дворы жилых домов. Такое размещение экономически не оправдано и приведет, очевидно, к закрытию объектов.
— Многих?
— Правило, отраженное в критериях, по предварительной оценке экспертов потребует перемещения до 50% имеющейся сети.
— Еще один предложенный Департаментом транспорта критерий — «зачистка» 10-метрового периметра вокруг остановочных площадей. Можете его прокомментировать?
— По критерию «расстояние от окон, витрин вдоль здания, равный 10 метрам», к сожалению, не располагаю информацией, как конкретно скажется введение на объектах распространения печати.
— Будет ли что-либо предприниматься вашим департаментом в связи со сложившейся ситуацией?
— Департамент СМИ и рекламы города Москвы прикладывает усилия к введению исключения для объектов распространения печати и сохранению их в привычных местах. Сейчас прорабатывается вопрос введения такого исключения на срок действия договоров размещения.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU