Московские транспортники против прессы

Увольнение главы Москомархитектуры А.В.Кузьмина – последнее «пли» по команде Лужкова. Позднее московское «псевдобарокко», непонятные застройки с дурно пахнущей мотивацией и кольцевые обручи на теле столицы – все это уходит в прошлое. Но нам с этим жить. Тренд ушел, фактура осталась. Осталось и казарменное отношение к облику всей московской розницы по принципу единого монотонного стиля, исключающего всякую конкурентную индивидуальность между фирмами.

Но не архитектура главный враг московской розницы. Совершенно неожиданно на авансцену вышли транспортники, а именно департамент транспорта города Москвы, и вот почему.

Президент Путин дал жесткое указание мэру Собянину решить проблему транспортных пробок в столице. Мэр потребовал от своего транспортного аппарата всерьез заняться этой проблемой. А те, не мудрствуя лукаво, убедили шефа в том, что принципиально важной причиной транспортных пробок в столице являются розничные торговые точки, и прежде всего – киоски прессы. Отсюда и появились новые регламенты размещения киосков в городе, которые приведут к непоправимым последствиям для столичной медиаотрасли. А эта отрасль имеет для Москвы большое значение даже в условиях широкого распространения Интернета. Напомню, что ежедневно Интернетом в Москве пользуется только треть жителей, а 1 раз в неделю – 6,9 млн. человек. Остальные москвичи и гости столицы для получения полезной информации могут пользоваться печатными СМИ, которые они приобретают в киосках прессы.

Проект критериев допустимости размещения нестационарных торговых объектов в столице опубликован 7 июля. Документ предлагает установить минимальное расстояние, на котором торговые объекты могут располагаться от городской инфраструктуры, в частности в 25 м от сооружений метрополитена, за 25 м до и через 10 м после остановок общественного транспорта, а также в 3 м от проезжей части для действующих и в 10 м — для новых объектов. 

Для участников рынка прессы подобная инициатива является катастрофой. Впервые Москва, которая славилась на всю страну поддержкой объектов прессы и системы распространения газет и журналов, развернулась на 180 градусов и взяла курс на уничтожение структуры продаж печатного слова в городе.

30% действующих киосков печатной продукции не удовлетворяет требованиям к отдаленности от остановок, около 20% — от проезжей части, а еще около 10% — от выходов из станций метро. Т.е. свыше 60% киосков прессы в Москве в случае принятия новых критериев придется ликвидировать. 

Новые правила преследуют якобы благую цель – улучшить  транспортное движение в городе. Идея, на мой взгляд, выдуманная, искусственная. Стоящие за ней люди оказались неспособны решить городские транспортные проблемы, и теперь заявляют, что объекты розничной торговли, в частности объекты прессы, мешают транспортным потокам. Киоски прессы выставляются чуть ли не главными виновниками того, что город задыхается в пробках! Это же абсурд!

Продажи прессы сократятся на 3/4. Десятилетиями в столице складывалась определенная система распространения прессы. Киоски располагались ближе к человеку, так, чтобы газета была на расстоянии вытянутой руки. Ведь торговля печатными СМИ имеет импульсный характер. Газеты покупают по пути — на работу, домой, в магазин… Если киоск прессы отодвинуть от пешеходных маршрутов, удалить его от мест скопления людей, это означает убить прессу! А люди, которые это предлагают сделать, просто не понимают всех особенностей продаж печатной продукции. За пивом-то в подворотню человек пойдет, а вот за журналом или книгой — нет.

Всю эту ситуацию я оцениваю как удар по рынку СМИ со стороны некоторых неразумных чиновников московского правительства, который добьет печатное слово в нашем городе. Это проявление бюрократической цензуры по отношению к печати.

Самое поразительное во всей этой истории то, что киоски прессы в европейских столицах стоят ровно там, где они удобны потребителям – на главных пешеходных маршрутах, на перекрестках, т.е. в гуще народа и для народа. Ярким примером является Париж, где в наши трудные времена власть стала выделять до 4-х тысяч евро на киоск прессы в год в качестве субсидии.  У нас об этом трудно и помыслить, дай Бог сохранить сложившуюся десятилетиями систему.

В советские времена наш человек до последнего покупал хлеб и газеты. А когда в продаже исчезал хлеб, он покупал газету, чтобы узнать, почему нет хлеба. Может, киоски с газетами уничтожаются для того, чтобы не было возможности узнать чего-нибудь лишнего?

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com)