Действие закона о введении статуса «иностранного агента» для финансируемых из-за рубежа некоммерческих организаций (НКО), который был принят Госдумой 13 июля, может быть распространено и на СМИ.
Напомним, в пятницу, 13 июля, в последней день перед уходом депутатов на каникулы сразу в двух чтениях был принят законопроект об иностранных агентах, в рамках которого по отношению к НКО, занимающихся политической деятельностью и получающих помощь из-за рубежа, ужесточаются требования к отчетности и вводится контроль за доходами и расходами, За это проголосовали 374 депутата. Трое высказались против, один воздержался.
В голосовании принимали участие только депутаты «Единой России», от которой и был внесен этот документ, а также КПРФ и ЛДПР. Фракция «Справедливой России» голосовать отказалась.
Согласно принятому закону, под политической деятельностью понимается «организация и проведение политический акций в целях воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения». Причем, вне зависимости от целей и задач, которые НКО провозглашает. Действие документа не будет распространяться, в частности, на религиозные и благотворительные организации. Эта поправка появилась с подачи президента Владимира Путина.
Единороссы предлагают наделить СМИ статусом «иностранный агент» и закрепить это соответствующими поправки в закон «О средствах массовой информации». Данная инициатива будет обсуждаться осенью, когда у депутатов парламента закончатся летние каникулы.
Несмотря на то, что в основном СМИ являются коммерческими организациями, а не НКО, некоторые депутаты считают, что многие средства массовой информации, финансируемые из-за границы, вмешиваются в политику и занимаются иностранной пропагандой. Как пояснили Business FM в «Единой России», Госдума обсудит вопрос о наделении таких СМИ статусом «иностранного агента». Впрочем, законодательная инициатива еще полностью не сформулирована.
По словам первого зампреда главы комитета по образованию, депутата от «Единой России» Владимира Бурматова, СМИ, финансируемые из-за рубежа, должны сообщать своему читателю-слушателю-зрителю, откуда они получают деньги. «Я могу привести в пример несколько СМИ, которые очевидно получают деньги из-за рубежа и занимаются чем угодно, но только не журналистикой. Я бы назвал то, чем они занимаются, антироссийской пропагандой. И эта ситуация меня как читателя беспокоит. Пусть они пишут у себя на главной странице своего издания или сайта, что они делают это на деньги вот такого-то государства. Тогда мы будем понимать, что это делается в интересах этого государства. В общем-то, ничего предосудительного в этом нет. Просто это честно», — считает Владимир Бурматов.
При этом депутат не сообщил, какие именно СМИ могут попасть в особый список. Он рассказал, что под контроль могут попасть те средства массовой информации, у которых есть иностранные учредители.
Печатные СМИ, радиостанции и телеканалы, размещающие рекламу иностранных юридических лиц, приравнивать к получающим финансирование из-за рубежа не планируется.
В настоящее время в России десятки газет и журналов имеют иностранных учредителей. Такие международные гиганты, как Sanoma Independent Media и Axel Springer издают множество печатной продукции. Среди них такие известные бренды как «Ведомости», The Moscow Times, Robb Report, Esquire, Harper's Bazaar, Cosmopolitan, National Geographic, Men’s Health, «Домашний очаг», «Популярная механика» (Sanoma Independent Media), Forbes, «ComputerBild», «Ok!», Maxim (Axel Springer).
Главный редактор «Ведомостей» (издается в России с 1999 года издательским домом Sanoma Independent Media совместно с английской Financial Times и американской The Wall Street Journal) Татьяна Лысова полагает, что нововвведения не должны затронуть издание, несмотря на то, что 100% является собственностью зарубежных акционеров. По ее словам, газета является самоокупаемой, живет на собственные деньги, а не на иностранные поступления.
«Тут какой-то подвох»
Журналист Елизавета Осетинская считает, что пока преждевременно говорить о том, как может отразиться на работе СМИ принятие подобного закона. «Законопроекта пока нет, пока это словесная интервенция», — говорит она.
Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский в беседе с BFM.ru отметил, что инициатива о наделении СМИ, финансирующихся из-за рубежа, особым статусом может стать для них лишней рекламой, поскольку иностранные СМИ в России всегда были более влиятельны, чем российские:
«Заштатная газетенка третьеразрядной страны всегда воспринимается у нас как серьезный источник информации, гораздо более серьезный, чем российские СМИ. Это связано с нашим комплексом неполноценности перед иностранцами. Поэтому, если какие-то СМИ получат статус иностранных агентов, это только повысит их рейтинг и влиятельность, — уверен политолог. — Те люди, которые это затевают, получат результат обратный ожидаемому. Тут какой-то подвох. Ясно, что это кромешная глупость. Мне кажется, ФСБ должно разобраться с господином Бурматовым, и выяснить, на кого он работает».
Директор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что СМИ, маркированным как «иностранные агенты», будут относиться либо безразлично, либо вполне лояльно. «Взять, к примеру, те же «Ведомости» — их читает интеллигенция, люди, которые хотят получать объективную информацию. Они настроены либерально, скорее, в западной парадигме, в духе западной цивилизации. Как правило, этот контингент настроен негативно по отношению к власти. А так еще в большей степени будет настроен негативно. Поэтому это тупиковая, глупая идея», — считает Игорь Бунин.
По его словам, принятие подобного закона стало бы лишним подтверждением того, что Россия идет к изоляции. «Вообще, конечно, уже принятие закона об НКО было странной вещью. Следуя этой логике, почему бы иностранные банки не назвать агентами влияния? После этого, конечно, огромное количество инвесторов придут в Россию. Просто миллионы», — иронизирует директор Центра политических технологий.
Леонид Полозов
Источник: BFM.Ru