Развитие почтовой связи в нашей стране сегодня сдерживается целым рядом застарелых проблем отрасли, решать которые до сих пор приходилось в одиночку "Почте России".
Одним из наиболее актуальных для предприятия сегодня остается вопрос обеспечения модернизации устаревшей и изношенной почтовой инфраструктуры. Более чем 20-летнее недоинвестирование в почтовую отрасль привело к высокому износу основных производственных мощностей федерального почтового оператора.
На решение этой проблемы государство за многие годы не выделило ни рубля. С 2009г., когда удалось стабилизировать положение "Почты России", она возобновила инвестирование в модернизацию, однако процесс тормозится из-за убытков, которые предприятие несет от оказания социально значимых услуг по установленным на уровне ниже себестоимости регулируемым тарифам.
Вопрос их компенсации до сих пор не решен. Выделяемые из госбюджета суммы позволяют покрывать лишь малую часть реальных потерь предприятия от социальной деятельности. Остальное "Почта России" компенсирует за счет собственных доходов от оказания рыночных услуг, вынужденно сокращая тем самым собственные возможности по модернизации, повышению качества услуг и зарплат основного персонала. За последние четыре года федеральный почтовый оператор направил на перекрестное субсидирование убытков от социально значимых услуг почти 20 млрд руб.
Такое положение вещей не могло не сказаться на качественных характеристиках почтовых услуг в нашей стране. В отсутствие государственной поддержки темпы позитивных изменений по объективным причинам отстают от желаемых, и "Почте России" нередко приходится сталкиваться с обоснованными претензиями клиентов. В этой связи вопрос выделения государственного софинансирования модернизационных проектов федерального почтового оператора сегодня является одним из ключевых.
Система, при которой почтовому предприятию не оплачиваются выполняемые им государственные функции и не выделяются субсидии на развитие, конечно, ущербна. Однако появился шанс, что она наконец изменится. Теперь, с приходом нового министра связи и массовых коммуникаций, на проблемы почтовой отрасли впервые за долгие годы обратили внимание. У новой команды министерства есть стремление дать стране почту, которая нужна гражданам, и оно готово решать вопросы на высшем уровне.
Надо отметить, что сегодня, несмотря на все сложности, "Почте России" в целом удается обеспечивать положительную динамику качественных показателей. Во многих случаях они, конечно, все еще недотягивают до целевых, и Федеральная служба по надзору в сфере связи иногда даже выносит федеральному почтовому оператору предписания в связи с несоблюдением контрольных сроков пересылки отправлений. Но тот же Роскомнадзор отмечает и позитивные изменения.
В публичном докладе ведомства за прошлый год приведены данные, свидетельствующие об улучшении показателя соблюдения контрольных сроков прохождения внутриобластного потока письменной корреспонденции в ряде филиалов ФГУП "Почта России" в 2011г.
Например, в Калининградской области показатель с 96,43% (в первом квартале) увеличился до 99,46% (в четвертом квартале), Курганской - с 92,51 до 95,35%, Ростовской - с 91,35 до 97,64%, Рязанской - с 80,24 до 84,36%, Нижегородской - с 96,0 до 99,43%, Новосибирской - с 88,69 до 95,55%, Тюменской - с 81,92 до 90,82%, Челябинской - с 88,51 до 92,96%; в республиках: Алтай - с 90,37 до 95,05%, Дагестан - с 65,90 до 90,08%, Бурятия - с 81,9 до 94,37%, Калмыкия - с 94,20 до 99,6%, Коми - с 90,96 до 94,73%, Тыва - с 89,83 до 96,20%; в Алтайском крае - с 91,35 до 97,18%.
Доля обращений граждан в "Почту России" по вопросам соблюдения сроков прохождения в первом квартале2012г. по сравнению с 2011г. снизилась на 6,31%.
Отмечают положительную динамику в работе российской почты и зарубежные организации. По итогам 2011г. "Почта России" заняла 10-е место в рейтинге почтовых служб ведущих стран мира, составленном британской консалтинговой компанией Oxford Strategic Consulting. В исследовании сравнивались национальные почтовые службы стран "Большой двадцатки" (G20) по трем основным показателям: обеспечение доступа к базовым услугам, операционная эффективность и доверие потребителей. По пункту "обеспечение доступа к базовым услугам" "Почта России" заняла второе место в G20, а по общим темпам роста и развития обошла все почтовые службы развитых стран "Двадцатки".
Всемирным почтовым союзом "Почте России" 6 июня 2012г. присвоен уровень В управления качеством. В отчете Союза подтверждается, что "Почта России" отвечает необходимым требованиям сертификации ВПС в области управления качеством. При аттестации предприятие получило 1835 очков из 2000 возможных.
Источник: РБК