1 сентября вступают в силу изменения в Федеральный закон «О средствах массовой информации». Их суть сводится к ответственности за нарушение ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Историю принятия закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» короткой не назовешь: работа над ним началась еще в 2008 году. Затем он долго лежал в Государственной Думе без движения, но буквально в последние дни 2010 года был принят в ускоренном темпе: 21 декабря в третьем чтении его одобрила Госдума, 24-го – Совет Федерации, а 29 декабря подписал президент Д.Медведев.

Взяться «за перо» парламентариев побудило недовольство большинства россиян политикой ряда СМИ, чаще электронных теле- и радиоканалов, Интернет. Поток доступной, агрессивной, разрушительной для неокрепшей детской психики информации захлестнул страну, а у государства и родителей нет возможности ему противостоять. Достаточно включить телевизор, как с экрана одно за другим последуют сообщения и живые картинки о насилии, человеческих трагедиях, страшных катастрофах и природных катаклизмах, вселяющих ужас не только в ребенка, но и взрослого человека.

Цели документа обозначены в его названии, ключевым в котором является слово «защитить». В связи с этим и вносятся изменения в закон «О СМИ», федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О рекламе», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Государство берет на себя обязательство по организации защиты детей от информации, в которой переизбыток жестокости, которая действует на ребенка крайне разрушительно или травмирует психику, которая способна развить порочные наклонности, сформировать искаженную картину мира, неверные жизненные установки.

Об особенностях распространения информации в детской аудитории мы беседуем с заместителем губернатора, председателем комитета информации и печати Курской области А.Стрелковым.

– Анатолий Тимофеевич, по аналогии с рекламным слоганом «Не все йогурты одинаково полезны» также не полезны, более того, вредны, губительны и отдельные слова, фразы, информационные материалы?

– Здесь проблема гораздо серьезнее. Если йогурты можно разделить по степени пользы – больше, меньше, – но употреблять в пищу их все-таки можно, так как они здоровью не навредят, то иным словом можно убить. Это не красивая фигура речи, а признание силы той или иной информации, облеченной в словесную форму – по телевидению, радио, в печати. Не менее важную роль играет и визуальная информация – видеокадры, изображения на бумаге и прочих материалах. Вот почему средства массовой информации должны, что называется, «выбирать выражения» в первую очередь в детских СМИ и программах. Таким образом, закон существенно уменьшит риск доступа детей к информации, которая может нанести вред их здоровью и развитию. Поскольку детьми у нас считаются те, кому не исполнилось восемнадцати лет, то вводятся ограничения согласно возрастному цензу: до 6 лет; от 6 до 12, от 12 до 16, старше 16 лет. Для каждой «информационно-возрастной» категории закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяет, что кому слушать, читать и смотреть можно, а что нельзя. Кроме того, есть издания, в целом и полностью запрещенные для детей.

– Иными словами, что дозволено шестнадцатилетним, неприемлемо для шестилеток?

– Совершенно верно. Это неукоснительное правило распространяется и на неспециальные издания, в которых есть детская рубрика. Причем надо учитывать, что закон не ставит своей целью изолировать, оградить детей от реалий современного мира, создать иллюзию, что все прекрасно, нет насилия, смерти, какого-либо зла. Тем не менее, нужно предоставлять доступ к такой информации и тогда, когда они могут ее понять. Не менее важна и форма подачи, соответствующая определенному возрасту ребенка. Поэтому в изданиях для детей до шести лет возможны описания насилия, кроме насилия сексуального характера. Согласитесь, почти в каждой сказке звучит тема насилия: героев похищают, заключают в темницу, но в итоге зло всегда побеждается добром. Если в сюжете происходит наоборот, то согласно изменениям в законодательстве, с 1 сентября редакция понесет за это ответственность.

Детям, достигшим 6 лет, можно рассказывать об авариях, катастрофах, преступлениях, болезнях, но такие сообщения не должны вызывать страх и побуждать к совершению антиобщественных поступков и преступных деяний.

Точно так же допускаются описания жестокости, насилия (кроме сексуального), без показа процесса лишения жизни, причинения тяжких увечий в изданиях для детей, которым исполнилось 12 лет. Такие сообщения должны вызывать у детей сострадание к жертве. Есть место и для информации об антисоциальных действиях и поступках, алкоголе, наркотиках, но только в том случае, если она помогает формированию у ребенка негативного отношения к этому. Для данной возрастной группы возможно эпизодическое и ненатуралистическое изображение, описание половых отношений (опять же за исключением описания действий сексуального характера) между мужчиной и женщиной, не вызывающее интереса к сексу.

В изданиях для шестнадцатилетних и старше детей можно публиковать описанную выше информацию, а также отдельные бранные слова или бранные выражения.

– А что для детей – вне зависимости от возраста – табу?

– Категорически запрещается распространение информации, побуждающей к действиям, несущим угрозу жизни, здоровью, побуждающим употреблять наркотики, алкоголь, заниматься проституцией, играть в азартные игры; отрицающей семейные ценности, содержащей нецензурную брань и т.д. Кроме того, закон вводит понятие «информация, ограниченная в обороте». В соответствии с поправками в закон «О рекламе» не разрешена реклама с запрещенной для детей информацией в учебниках, дневниках, пособиях. Словом, лучше каждому самостоятельно изучить законы и поправки, ибо о всех положениях в интервью не расскажешь.

– И сделать это придется в первую очередь владельцам, редакторам, журналистам, причем не только специальных детских изданий, каналов и программ. Как, например, защитить ребенка от информации в «Плейбое», «Максиме», если журналы украшают витрины газетных киосков?

– Закон учел и эти моменты, поэтому вводятся ограничения на информацию на первой и последней полосах, а также изображения, фотографии на обложке. Издания, не предназначенные для детей, должны продаваться в специальных упаковках.

Ориентиром для родителей, педагогов станут знаки информационной продукции на каждом выпуске периодики печатных изданий, каждой копии аудио-, видео или кинохроникальной программы. Каждая демонстрация кинохроникальных программ, каждый выход в эфир радио- и телепрограмм в обязательном порядке должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения.

– Кто будет проверять, соблюдается ли закон, и какова ответственность?

– Предусмотрено два вида контроля: государственный – органом, уполномоченным Правительством России, и общественный – общественными объединениями и некоммерческими организациями. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты от вредной для детей информации относится разработка и реализация региональных программ в данной сфере.

Суд может прекратить распространение продукции СМИ, осуществляемое с нарушениями установленных требований, наложить штраф на нарушителей, в общем, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– Каких региональных СМИ коснутся эти законодательные акты?

– Рынок СМИ для детей в Курской области не широк. Издательский дом «Славянка» выпускает газету «Класс» и экологический журнал для детей «Родничок», а издательский дом «ВИП» – «Пластилин». Далеко не на каждом местном канале есть специальная детская программа. Наиболее удачный и довольно долго существующий проект – передача «ДИВО» областной телерадиокомпании «Сейм». Тем не менее, сколько бы детских СМИ или программ ни было, при выпуске каждого из них нужно строго соблюдать требования законов, которые, еще раз подчеркиваю, должны способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребенка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости. Этого нам очень не хватало, особенно последние два десятилетия.

Источник: Курская правда