По информации «Известий», в кабинете министров сейчас обсуждается вопрос о действии льгот по ставкам страховых взносов для малого неторгового бизнеса, IT-предприятий, СМИ, сельхозпроизводителей и других категорий (в том числе инновационных предприятий, социальных НКО, участников «Сколково»). У большинства из них льготы кончаются в 2014 году. Как сообщают источники, знакомые с ходом дискуссий, на упразднении льготных ставок настаивают Минтруд и Минфин. К решению придут в ближайшие пару месяцев, подтвердили в Минтруде, так как осенью будут приняты законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда. Эксперты считают, что льготы сохранятся только для участников «Сколково».
В стратегии Минтруда
Очень маловероятно, что будет принято решение о продлении льгот по ставкам страховых взносов, так как Минфин и Минтруд играют первостепенную роль в этом вопросе и они против, рассказали «Известиям» два источника, знакомых с ходом обсуждения в правительстве. По их сведениям, за продление выступает только Минэкономразвития, которое этой весной даже поддержало сократить взносы с текущих 30% до 26%. Ставка 30% действует в 2012–2013 годах, затем ее снова планируется повысить до уровня 2011 года — 34%.
В пресс-службе Минфина сообщили, что министерство находится в курсе готовящихся изменений и участвует в обсуждениях, но от дальнейших комментариев отказались, сославшись на то, что непосредственная ответственность по решению вопроса лежит на Минтруде.
— Вопрос по ставкам страховых взносов обсуждается Министерством труда России и ПФР России в рамках разработки Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года. Конкретные цифры можно будет назвать позже, расчеты ведутся, — ответила пресс-служба Минтруда. Стратегия должна быть рассмотрена правительством до 1 октября. В Минэкономразвития отказались от комментариев.
Вопрос продления льгот на отдельное совещание еще не выносили, но он будет решен в ближайшие два месяца, подтвердили в Минтруде.
— 27 сентября мы должны представить в правительство стратегию развития пенсионной системы, следовательно, все расчеты к этому времени должны быть подведены, — добавили в пресс-службе министерства.
Льготы поджимают
— Правительство сейчас будет решать вопросы с продлением льгот, потому что ему в ближайшее время нужно определиться с исходными данными для формирования федерального бюджета и бюджета ПФР на 2014 год. Это вещи, которые объективно задают сроки, — отметил руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.
Последние поправки в закон о страховых взносах, принятые в конце 2011-го, расширили перечень компаний, которые платят в ПФР 20% и не платят взносы в два других внебюджетных фонда. Льготниками — наравне с предприятиями 36 сфер малого неторгового бизнеса — стали предприятия розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, транспорта и связи, аптеки, уплачивающие единый налог на вмененный доход, социальные НКО и благотворительные организации. Для них льготы заканчиваются в 2014 году. Надо отметить, в 2011 году страховые взносы на 2012–2013 годы были снижены с 34 до 30%, но малый бизнес, наравне с другими налогоплательщиками, с 2012 года платит дополнительные взносы в 10% с условно высоких зарплат (от 512 тыс. рублей в год в 2012 году).
По закону «О страховых взносах» (№ 212-ФЗ) и поправкам к нему суммарная ставка отчислений в ПФР, в Фонд социального страхования, в Фонд ОМС для сельхозпроизводителей составляет в 2012 году 20,2%, в 2013–2014 годах — 27,1%. Для резидентов особых экономических зон, технико-внедренческих предприятий, IT-компаний — 14% до 2017 года. СМИ, издательства, учреждения культуры и спорта платят меньше 30% до 2014 года. Участники «Сколково» платят по ставке 14% до 2014 года, на них распространяется специальный закон.
Ликвидация льгот может не дать эффекта
Сколько для бюджета составляют выпадающие доходы от всех этих льгот, в Минтруде еще не подсчитали. По оценкам Института им. Е.Т. Гайдара, общие выпадающие доходы от льгот по всем категориям порядка 300 млрд рублей. Однако другие эксперты с этой оценкой не согласны и считают, что выгода для бюджета от непродления будет совсем небольшая, потому что с мелких компаний почти невозможно собрать повышенные взносы, половина из них будет придумывать схемы, перерегистрируется в других странах или закроется.
— Значительного бюджетного эффекта непродление льгот не даст, а зарплаты уйдут обратно в тень. Прежде чем применять такую непопулярную меру, надо подкреплять все расчетами, — считает председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова. — Согласно исследованию лаборатории макроэкономического анализа при РАН, только 2,5% занятых в РФ работают в малом бизнесе.
Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин говорит, что «неправильные действия приведут не к пополнению бюджета РФ, а к пополнению бюджета соседних юрисдикций». В «Опоре» считают, что нужно понизить ставки для всего малого бизнеса. Сейчас большая часть производственного бизнеса делает отчисления по 30%, так как ему затруднительно использовать упрощенную систему налогообложения.
— А если для IT поднять ставки, то его в стране просто не останется, он весь уедет в Казахстан или Белоруссию в течение нескольких месяцев, — говорит он. Зарплаты составляют существенную долю расходов IT-отрасли.
Заповедник «Сколково» вряд ли обидят
Завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Владимир Назаров напоминает: все эти категории льготников (всего около 15) возникли после повышения ставок страховых взносов с 26 до 34% с 1 января 2011 года.
— В законе о ставках страховых взносов сразу было предусмотрено, что льготы носят временный характер, — говорит Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». — В России большая нагрузка на фонд оплаты труда, при этом изъятые средства не возвращаются полностью работнику ввиду пенсионного и социального обеспечения, поэтому это очень тяжелое бремя для работодателей, в том числе крупных. Для участников «Сколково» льготы, скорее всего, отменены не будут — этого заповедника вряд ли коснутся внешние бури.
— Когда денег не хватает, начинают скрести по сусекам, — говорит директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. — Плохо, что налоговое законодательство меняется так стремительно, нужно, чтобы компании лет пять поработали с этими льготами.
Источник: Izvestia.ru