СМИ как иностранный агент и враг народа

Два депутата Госдумы от «Единой России», Владимир Бурматов и Илья Костунов, выступи с инициативой принятия поправки к Закону о СМИ для четкой классификации СМИ на «наших» и «не наших». Т.е. предложили распространить на все информационные ресурсы критерии иностранного агента при наличии поступлений в их бюджет средств из-за рубежа. Идея настолько скандальная и антиконституционная, что ее тут же постарался дезавуировать вице-спикер Госдумы Сергей Железняк, заявивший, что «о приравнивании таких СМИ к иностранным агентам пока речи не идет». Обращает на себя внимание слово «ПОКА». 

Во всей этой парадоксальной неразберихе в стане правящей партии хотелось бы обратить внимание как на отсутствие понимания структуры функционирования медиаотрасли, так и на возможные последствия реализации инициативы Бурматова-Костунова.

На российском рынке СМИ значительная часть крупных издательских домов имеет в своем активе иностранный капитал. Отсюда – иностранные совладельцы, акционеры, западный аудит и т.д. Они же имеют вложения в полиграфию и электронные СМИ. Повесить на всех них клеймо иностранного агента – крайне безрассудно. В ментальности нашего народа термин «иностранный агент», как и «агент империализма», «агент западных спецслужб» и пр. – все это является синонимами понятия «враг народа». И как после этого развивать свой бизнес в России?! С одной стороны, Россия вступила в ВТО, и президент с премьером говорят о необходимости создания в стране благоприятного инвестиционного климата, а с другой – хрясь по зубам империалистическим выкормышам! А как быть с металлургией? С нанотехнологиями? Продукция, созданная на грязные доллары или евро, дурно пахнет. Но железо может это пережить, а вот тонкие души инвесторов – боюсь не всегда… Бизнес как сообщающиеся сосуды, поэтому, добавив дерьма в одну из сфер, нельзя рассчитывать на сохранение тонких ароматов на другом конце инвестиционного поля.

А в экономике нужны единые и постоянные правила игры. Благоприятный климат для притока западных капиталов – это еще и уважительное отношение к чужим деньгам.

Во многих странах есть ограничения по присутствию иностранного капитала в СМИ. В Казахстане и  Канаде, например, это 20%, в Китае – до 49%. В странах Евросоюза в отношении членов ЕС ограничений нет, там что СМИ, что хлебобулочный комбинат имеют равные права по бизнесу. Но ограничения по иностранному капиталу в медиабизнесе имеют логику и выглядят прилично. А вот маркировка этого дела неуважительными в обществе эпитетами, на мой взгляд, является абсурдной.

По моему убеждению, инициатива двух депутатов по СМИ является вредной для российского общества. Надеюсь, она не получит дальнейшего развития в Государственной Думе. Полагаю, что в наши трудные времена для отечественной медиаотрасли мы могли бы ожидать от депутатов Госдумы и от правящей партии в целом полезных инициатив по поддержке нашего дела. Крайне важно было бы подготовить и принять закон о господдержке СМИ, который в свое время успешно действовал в эпоху Ельцина. В наших условиях, когда появились новые вызовы времени, такой закон был бы крайне полезен. Увы. Современные политики часто заняты суетой, а не глубинными интересами честного предпринимательства. 

Время, безусловно, смоет со страниц истории подобные законодательные инициативы, но осадок у современников останется.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com)