Вокруг киосков печати разгорается очередной скандал. В борьбе за цивильный вид улиц муниципальные власти десятков городов сносят газетные киоски наряду с табачными, пивными, фаст-фуда и прочими. Возмущения издателей, распространителей и читателей газет и журналов власти практически не замечают. Но последствия таких действий могут быть весьма плачевными. Прежде всего пострадают издатели и распространители: снизятся тиражи, объемы полиграфических услуг, сократятся рабочие места и, как следствие, налоговые платежи, некоторые компании обанкротятся. Федеральным властям пора вмешаться и придать киоскам печати особый статус, ограждающий их от беспредела муниципалов.
Активное сокращение точек уличной торговли в больших и малых российских городах началось пару лет назад. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге газетные киоски остались — муниципальная власть отделила их от прочей нестационарной застройки. Но в десятках городов урегулировать ситуацию местными силами не удается. По мнению представителей общественных организаций НП «Союзпечать», Ассоциации распространителей печатной продукции, Альянса независимых региональных издателей, НП «Гильдия издателей периодической печати», объединяющих распространителей и издателей, особенно острое положение в Барнауле, Саратове, Петрозаводске, Сургуте, Воронеже, Перми, Бийске, Новокузнецке, Ставрополе, Челябинске, Братске — там распространение периодики под угрозой. Обычно местные власти расторгают договоры аренды земельных участков, на которых расположены киоски, а потом сносят их. Саратов лишился четверти своей киосковой сети после того, как власти два года (хотя срок согласований — две недели) рассматривали договоры на продление аренды и в конце концов не заключили их. Некоторые договоры были действительны до 2023 года, что не помешало сносу киосков — ночью, без решения суда и присутствия приставов, подчас вместе с находящимся там товаром. Об этом «Эксперт» писал в феврале (см. «Даешь Wi-Fi газетному киоску» № 7 за 2012 год), но нашу публикацию, как и многие статьи саратовской прессы на эту тему, власти предпочли не заметить — ситуация не изменилась.
В Барнауле снос киосков только начинается. Весной городская дума разработала новую схему размещения точек нестационарной торговли. По словам директора ЗАО «Роспечать-Алтай» Данила Алтухова, из 106 газетных киосков, принадлежащих компании, в нее не вошли 102. А единственный конкурент «Роспечать-Алтая» компания «Лига-Пресс» не потеряла ни одной из своих 68 точек и даже получила право на размещение четырех новых. Два киоска компании «Роспечать-Алтай» уже снесены, на те, по которым договор аренды истек, получены предписания по сносу, некоторые договоры расторгнуты (по этому поводу компания собирается судиться). «Роспечать-Алтай» обратилась в Федеральную антимонопольную службу края, к полпреду президента, губернатору и очень надеется, что они помогут отыграть ситуацию назад и избежать банкротства компании.
В подвешенном состоянии находятся 60 киосков «Самарского ОАО “Роспечать”» — почти треть всей газетной городской сети. По словам генерального директора компании Алексея Цыкулаева, отказ местных властей заключать договоры аренды формален и, по сути, ими спровоцирован: в свое время не был обновлен реестр земельных участков под киоски. Компания борется за свой бизнес: пишет в прокуратуру, обжалует предписания о сносе киосков в судах (по четырем точкам, кстати, выиграла), но этого мало, считает Цыкулаев: «В неформальных разговорах представители администрации говорят, что уберут все киоски в ближайшие годы, потому что бумажная пресса — прошлый век. Я их понимаю: у них ноутбуки, планшеты, но компьютеры есть далеко не у всех и для многих задекларированная в Законе о СМИ “свобода доступа к информации” означает газетный киоск».
Действительно, киоск подчас единственный способ для массового читателя купить свежую, особенно ежедневную, прессу. Институт подписки практически разрушен: «Почта России» доставляет периодику с существенной задержкой (журнал «Эксперт», например, запаздывает на две недели). Стенд с прессой в крупных магазинах не заменяет газетного киоска на остановке общественного транспорта — ведь пресса покупается спонтанно, по дороге на работу и т. п. «В стационарных точках покупают в основном профессиональную, специальную, ежемесячную прессу, а за ежедневной утренней газетой в магазин не идут, и если по дороге не будет киоска, газету не купят вообще», — говорит руководитель НП «Союзпечать»Вячеслав Керов.
Примеров, подобных Саратову, Барнаулу и Самаре, предостаточно. Издатели и распространители уверены: необходим общий федеральный закон о придании особого статуса киоскам печати или прямое указание местным властям различать газетные киоски и точки фаст-фуда. Об этом они написали в открытом письме президенту Путину. Похоже, это последняя инстанция, на которую они надеются.
Наталья Литвинова
Источник: Эксперт