Эксперты бьют тревогу: подобная реформа может привести к падению распространения газет и журналов в Москве на 30—50%.
Иногда создается впечатление, что люди, разрабатывающие проекты по улучшению работы общественного транспорта, руководствуются умозрительной логикой, не совсем представляя, как дела обстоят на практике. История с проектом переноса газетных киосков — яркий тому пример. С теоретической точки зрения действительно все просто и понятно: автобусы и троллейбусы должны беспрепятственно подъезжать к остановкам, ничто не может мешать посадке и высадке пассажиров. Зачастую прямо на остановках тормозят автомобили, чтобы «отовариться» в ларьке. Общественный транспорт вынужден ждать, когда такие, прямо скажем, невоспитанные водители соизволят отъехать и освободить место. Поэтому ларьки и киоски нужно с остановок убрать.
Так это выглядит на бумаге. Но любой, кто ежедневно ждет автобуса на остановке, может подтвердить: машины тормозят вовсе не у газетных киосков. Водители выбегают за газировкой и сигаретами. Клиентами киосков с прессой являются именно пассажиры общественного транспорта. Очередей они не создают, другим людям и водителям автобусов не мешают. И ставить на одну доску киоски с прессой и ларьки с куревом и пивом по меньшей мере неправильно.
Во всех странах мира газетные киоски расположены именно вблизи оживленных магистралей, рядом со станциями метро и автобусными остановками, и на создание пробок никак не влияют. Но наших борцов за чистоту остановок этот очевидный факт, по-видимому, не смущает.
Все это было бы смешно. Но в действительности по столичной системе распространения прессы может быть нанесен сокрушительный удар. Всего в Москве около 2,5 тыс. киосков прессы. В них продается в среднем 600–700 наименований газет, журналов, книг. Предложенная транспортниками «зачистка» может сразу же сделать большую часть киосков убыточными, а то и вовсе привести к их ликвидации.
«Разрушение системы распространения прессы в столице после принятия указанных критериев, разработанных по предложению чиновников транспортного ведомства, приведет к резкому падению распространяемых тиражей печатной продукции», — считают представители Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП).
К счастью, далеко не все представители столичных властей уверены в необходимости подобного шага. Пожалуй, упорство в перемещении газетных ларьков проявляют именно транспортники. И вот ведь странное дело — «великая война» с пробками длится уже почти два года. Пробки при этом никуда не исчезли, а разговоры вертятся по-прежнему вокруг газетных киосков, будто, кроме них, ничто свободному движению машин не мешает. Может быть, решая вопросы загруженности столичных трасс, стоит сосредоточиться на чем-нибудь другом?
В заключение хочется еще раз пожелать теоретикам общественного транспорта не отрываться от жизни. Вот, например, столичные автобусы собираются оборудовать системой Wi-Fi. Это замечательно, но стоит помнить, что в автобусах ездят по большей части люди, которые читают новости не с компьютерных экранов, а в бумажных газетах и журналах. И покупают они их именно в киосках на остановках.
Источник: Московский комсомолец