Корпоративные издания на российском рынке: кто и почему их читает

Сегодня некоторые компании имеют собственные корпоративные (печатные и/или электронные) периодические издания, позволяющие более широко и детально информировать аудиторию о продукции и технологиях, сообщать о достижениях и планах компании, позиции и мнении руководства, служить инструментом формирования корпоративной культуры и PR. Служба опросов интернет-аудитории "Глас Рунета" провела тематическое исследование, результаты которого и публикует PlanetaSMI.RU.

В опросе, посвященном корпоративным изданиям, приняли участие 1989 пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию Рунета. В их числе оказалось 29% тех, кто пользуется корпоративными изданиями. Остальные либо не пользовались ими, хотя знают об их существовании (46%), либо вообще не имеют понятия о чем идет речь (25%). Аудитория корпоративных изданий не столь мала, как может показаться на первый взгляд; она уступает только аудиториям научно-популярных и массовых изданий развлекательного характера, которые читают и просматривают соответственно 52% и 42% среди всех опрошенных, и сопоставима с аудиторией деловой прессы общего (27%) и специализированного, отраслевого (25%) форматов.

Около 53% читателей корпоративных изданий составляют мужчины. Не менее 79% читателей имеют высшее образование. Около 79% работают полный рабочий день. Около 37% работающих читателей являются специалистами, 13% — служащими или рабочими разной квалификации, 24% — руководителями того или иного ранга, 14% — предпринимателями или специалистами с частной практикой. Около 49% работающих читателей проживают в городах с населением более 1 млн. человек (в том числе, 19% — в Москве, 9% — в Санкт-Петербурге), 34% — в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн. жителей, 17% — в менее крупных населенных пунктах.

Принято различать три вида корпоративных изданий: внутрикорпоративные — для сотрудников компании, публичные — для клиентов и широкой общественности, партнерские — для акционеров и инвесторов. Опрошенным нами читателям корпоративных изданий чаще всего приходилось пользоваться публичными, предназначенными для клиентов и широкой общественности журналами (57% аудитории корпоративных СМИ), корпоративными сайтами (53%), газетами (52%), каталогами (51%), рассылками новостей (49%), информационными бюллетенями (43%) и аналитическими обзорами (32%). Второе по популярности место занимают внутрикорпоративные издания, представленные в основном сайтами (46%), газетами (40%), журналами (33%) и новостными рассылками (33%), информационными бюллетенями (31%) и аналитическими обзорами (24%). В числе изданий, предназначенных для партнеров, основными источниками информации выступают рассылки новостей (22%) и сайты (20%), каталоги (22%), журналы (18%) и информационные бюллетени (15%).

Преобладание в структуре чтения публичных корпоративных изданий над внутрикорпоративными и партнерскими получило свое отражение в оценках респондентами места и роли этих изданий. По мнению большинства пользователей Рунета, обращавшихся к корпоративным изданиям, их основными функциями на сегодняшний день являются поддержание имиджа компаний в качестве инструмента PR (так считает 60% аудитории корпоративных СМИ), информирование клиентов и партнеров о том, что происходит в компании (51%) и реклама товаров, услуг (46%). На такие функции, как формирование и укрепление корпоративного духа указали 30%, нематериальную мотивацию персонала 23%, на организацию "обратной связи" сотрудников с руководством 17% среди читающих корпоративные издания.

Компании, выпускающие корпоративные издания, которые обычно читают пользователи Рунета осуществляют свою деятельность преимущественно в таких отраслях как компьютеры, информационные технологии (27% аудитоии корпоративных СМИ), торговля, общественное питание (22%), маркетинг и реклама (20%), производство потребительских товаров (19%), телекоммуникации, связь (19%), финансы, страхование (19%). В то же время, по мнению пользователей Рунета, в корпоративной прессе недостаточно представлены такие отрасли как здравохранение, социальное обеспечение (29%), учреждения образования (28%), государственные ведомства (25%), общественные организации (23%).

Среди наиболее интересных материалов, публикуемых в корпоративных изданиях, пользователи Рунета отметили обзоры ситуации в отрасли, анализ рынка (44%), новости в жизни компании (33%), информация о коммерческой деятельности компании — товарах, услугах и ценах (33%), о скидках и распродажах (32%), адресную и справочную информацию (32%), правовую и нормативную информацию (31%), производственную и технологическую информацию (28%).

Корпоративные издания, которые читают пользователи Рунета, в основном рассылаются почтой, в том числе, электронной (56%), размещаются на корпоративных сайтах (55%), распространяются в свободной форме внутри компаний (55%) и в публичных местах (37%). Около 24% от числа всех читаемых пользователями Рунета корпоративных изданий выпускаются еженедельно, примерно 37% — ежемесячно, а 13% — ежеквартально. Только 9% изданий выходят ежедневно, а около 11% не являются периодическими изданиями. В зависимости от периодичности выхода того или иного издания читают, просматривают практически каждый его выпуск 24% читающих пользователей Рунета; 43% читают, просматривают каждый выпуск, но не полностью, а только некоторые интересные материалы; 30% читают лишь отдельные выпуски, избранные материалы.

Отвечая на вопрос "Какими качествами должно обладать корпоративное издание в первую очередь?", пользователи Рунета, обращавшиеся к корпоративным СМИ, отметили достоверность информации (59%), бесплатное распространение (41%), оперативность в освещении событий (32%), качество аналитических материалов (31%), наличие электронной версии издания (31%), независимость экспертных оценок (30%), доступный стиль изложения (30%), обратная связь с читателями, интерактивность (28%), разнообразие тем и рубрик (20%).

Источник: PlanetaSMI.RU