Обычно результаты подписной кампании на второе полугодие года заметно хуже, чем результаты подписной кампании на первое полугодие. Но результаты подписки на второе полугодие 2012 года оказались не хуже, а по некоторым параметрам даже лучше, чем результаты предыдущей подписной кампании. На рынке подписки происходит структурная перестройка. В то время как в одних сегментах рынка тиражи изданий сокращаются, в других они растут. Интересный материал для анализа дает также рост тиражей подписных газет и журналов в различных регионах России.
Главным достижением предыдущей подписной кампании стал уверенный рост подписных тиражей во многих регионах России. По данным «Почты России», в десятку регионов-лидеров по росту разового подписного тиража относительного второго полугодия 2011 года вошли Хабаровский край (рост на 13,8%), Магаданская область (рост на 13,2%), Республика Тыва (рост на 11,8%), Республика Хакасия (рост на 11,2%), Республика Калмыкия (рост на 10,3%), Сахалинская область (рост на 9,3%), Мурманская область (рост на 8,9%), Вологодская область (рост на 7,1%), Томская область (рост на 5,9%), Республика Саха (Якутия) (рост на 5,8%).
Данные подписных агентств позволяют назвать и других лидеров подписки. Например, по Каталогу агентства «Роспечать» выросли тиражи в Республике Ингушетия (на 44%), в Республике Дагестан (22%), во Владимирской области (15%), в Республике Северная Осетия-Алания (15%), в Рязанской области (11%), Республике Коми (10%), Еврейской автономной области (7,4%), Брянской области (7,3%), Ивановской области (6,5%) и Ярославкой области (4%).
Выросли тиражи и у агентств, формирующих Объединенный каталог «Пресса России». Например, у «Агентства подписки и розницы» выросли подписные тиражи в Республике Ингушетия (рост почти в 2 раза), в Волгоградской области (24%), в Республике Северная Осетия-Алания (10%), в Астраханской области (8%), в Республике Карелия (7,1%), в Чеченской Республике (6,4%), во Владимирской области (4%), в Рязанской области (3,9%), Калининградской области (3,7%) и Республике Алтай (3,5%).
Сравнимые результаты продемонстрировали по Каталогу российской прессы «Почта России» Кировская область (рост на 21%), Иркутская область (19%), Рязанская область (18,8%), Кемеровская область (17,3%), Новосибирская область (17,3%), Тюменская область (17%), Хабаровский край (17%), Республика Саха (Якутия) (16,8%), Свердловская область (15,8%) и Архангельская область (15,6%).
Результаты подписной кампании на второе полугодие 2012 года стали очередным опровержением прогнозов о скорой смерти печатных изданий. Активная работа по продвижению подписных тиражей по-прежнему приносит ощутимые результаты. Это подтверждается на примере как отдельных издательских домов, так и целых регионов.
Традиционная «почтовая» подписка по-прежнему является важнейшим каналом дистрибуции для большинства газет и журналов России. Подписка в нашей стране продолжает оставаться стабильным институтом распространения прессы на фоне непрерывно падающих розничных продаж печатной продукции. Стабильность подписки на газеты и журналы объясняется ежегодными дотациями государства «Почте России» на доставку подписных тиражей гражданам РФ и большой работой на подписном рынке предприятий «Почты России», подписных агентств и издателей. Решение задач по переходу от стабильности к росту подписки в России связано с консолидацией усилий в этом направлении всех заинтересованных сторон и прежде всего – с увеличением госдотаций по примеру большинства развитых стран.
Пресс-служба АРПП