Как сообщает канал «Москва 24», в столичном правительстве не исключают, что на месте убранных киосков могут оказаться торговые автоматы.
Смогут ли роботы-автоматы заменить киоски прессы с «живым» киоскером? В этом несложно разобраться, тем более, что работу таких автоматов москвичи наблюдают давно — железные продавцы газет и журналов уже несколько лет установлены на территории московского метрополитена.
Ассортимент
Ассортимент автоматов по продажам прессы, установленных в столичной подземке, в силу технических возможностей, сильно ограничен. Автоматы имеют по шесть или восемь ячеек, соответственно могут вместить такое же количество наименований прессы. Для сравнения, средний ассортимент обычного киоска сегодня составляет до 1000 наименований печатной продукции и медийных носителей. Для того, чтобы заменить один существующий киоск на автомат, при сохранении ассортимента (ведь разработчики критериев ни в коем случае не хотят навредить рынку прессы, и уж тем более — целостности информационного поля страны!), потребуется 125 роботов.
Площади
Площадь обычного киоска — около 6 кв. м. Площадь, занимаемая торговым аппаратом, около 1 кв. м. Таким образом, убрав «мешающий передвижению автомобилей» шестиметровый киоск, мы на близлежащей территории займем 125 кв. м. Согласитесь, если чиновники просчитали эту простую арифметику перед тем, как делать подобные заявления, то логика их выглядит как минимум странной.
В Москве сегодня установлено порядка 2500 торговых уличных точек по реализации газет и журналов. Соответственно, их общая площадь — около 15 000 кв. м. Не трудно догадаться, что общая площадь автоматических продавцов газет (напомню – в количестве, сохраняющем нынешний ассортимент медианосителей, продающихся в розницу), окажется в разы выше — более 300 000 кв. м. Это же безумие!
Готов ли город к такому бездумному использованию своих территорий?...
Издательский бизнес
Оставив в стороне сарказм в сторону чиновничьих выходок, приходится признать, что в случае замены обычных киосков на автоматы, ассортимент продаваемых на улицах Москвы газет и журналов все же будет значительно сокращен. В итоге на витринах останутся только самые ходовые издания, да еще те, кто не пожалеет денег за включение в ассортимент. Остальные же начнут стремительно погибать, друг за другом пополняя траурные списки ушедших со столичного рынка прессы.
Сокращение количества «мест на витрине» неизбежно приведет к повышению стоимости «входного билета». Не секрет, что прайс на такие «услуги» даже сегодня довольно высок, и по карману далеко не всем изданиям. Не трудно предположить, что в прогнозируемой ситуации он поднимется на недосягаемую высоту, а это окончательно добьет даже те издания, которые в принципе могли бы иметь будущее благодаря грамотной редакционной политики.
Предположив этот вариант развития событий, приходим к выводу, что на столичном информационном рынке останется около 10 изданий — тех, кто имеет наиболее прочные «подушки безопасности» в виде лобби и финансовых вливаний. Именно они и должны будут обеспечивать рентабельность автоматов прессы.
Не секрет, что сегодня плата за одну ячейку такого автомата довольно высока, но издатели идут на эти траты. Не для того, что бы заработать с продаж. Присутствие в их ассортименте — имиджевая акция, а за продвижение нужно платить. Если же рассматривать автоматический киоск как основной и единственный канал розничных продаж, то с уверенностью можно говорить — даже просто отбить затраты (не говоря уже о доходности) на такое «распространение» издателям не удастся.
Фактически лишившись розничного канала распространения, издатели начнут стремительно терять читателей, тех, кто привык покупать газеты и журналы по дороге на работу. Нет читателей — нет и рекламодателей. Итог — издатель несет колоссальные убытки по обоим направлениям, а сам издательский рынок впадает в коллапс.
Бизнес автоматов
Судьба автоматов тоже незавидна. Особенность розничного распространения печатной продукции — в невысокой конечной цене, и как следствие — крайне низкой доходности бизнеса. Экономика его такова, что не позволяет распространителям даже дважды развозить прессу по торговым точкам, в случае если она закончилась. А заканчиваться она, в силу небольших емкостей автоматов и отсутствия альтернативного способа покупки, будет быстро.
За счет чего же тогда будут выживать «железные распространители»?
Как несложно догадаться — за счет рекламных возможностей. Использование автоматов в качестве рекламоносителя мы уже могли наблюдать на территории метро. Наклейки, объявления, специальные конструкции…
Мы все помним, что еще при прежнем «хозяине рекламных площадей» на территории московского метрополитена — компании «Олимп» — газетных автоматов было довольно много — по некоторым подсчетам около 300, а в планах числилось их увеличение еще почти в два раза. Причем, по задумке авторов проекта, такие «продавцы прессы» должны были изначально оснащаться специальными рекламным конструкциями, в том числе — экранами. Однако чуть больше года назад ситуация изменилась — контракт на размещение рекламы в метро выиграла другая компания ( «Авто Селл»). Перестановка сил изменила планы по развитию «автоматических» продаж прессы в метро. Автоматам так и не суждено было стать рекламными носителями. В результате желающих торговать прессой через газетные автоматы, зарабатывая только на продажах тиражей, не оказалось. Без получения доходов от рекламы такой бизнес не интересен…
Исходя из этого, напрашивается простой и логичный вывод — те, кто сегодня продвигают идею установки газетных автоматов, имеют интересы в области наружной рекламы. Автомат — легальный повод для установки рекламных конструкций.
Но причем же тут продажи прессы?... Остается надеяться, что чиновники, ответственные за размещение киосков в Москве, найдут возможность тщательно разобраться в назревающей проблеме, оценить всю катастрофичность возможных последствий, и, отозвавшись на призывы издателей и распространителей, остановить принятие бездумных решений.
Источник: Блог пользователя media-notebook на PlanetaSMI.RU