Facebook провалила монетизацию высокого притока своих пользователей

Первый финансовый отчет компании, совершившей самый дорогой выход на биржу в истории американского технологического сектора, как и само размещение, стал полным разочарованием.

Facebook сообщила об убытке и расписалась в своей неспособности монетизировать бурный рост пользователей, входящих в сеть с мобильных устройств. Перспективы остаются неясными — компания не сделала никакого прогноза на будущее, отмечают аналитики. Динамика курса акций после других громких технологических IPO заставляет вспоминать крах доткомов.

Акции Facebook в пятницу рухнули на 12%, совершив самое значительное в своей короткой биржевой истории падение. С момента майского IPO рыночная капитализация социальной сети сократилась уже на 38%, до 56,3 млрд долл., свидетельствуют данные Bloomberg. Еще ни одна компания, проведшая крупное IPO, не теряла стоимость так быстро. Бумаги GM и Visa, выведенные на биржу в 2010 и 2008 годах соответственно, за сопоставимый период времени показывали рост. Таким образом, первый финансовый отчет социальной сети с момента выхода на биржу не переломил отношения инвесторов к ней.

Facebook сообщила, что выручка во втором квартале выросла на 32% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив 1,18 млрд долл. Это минимальные темпы увеличения показателя с первого квартала 2011 года (более ранние данные неизвестны), когда выручка более чем удвоилась. При этом замедление роста отмечается уже пятый квартал подряд и число активных пользователей соцсети увеличилось с 901 млн до 955 млн пользователей в месяц, при том что доля пользователей, входящих в сеть с мобильных устройств, увеличилась за год на 67%, до 543 млн человек.

Представляя отчетность, компания в очередной раз призналась, что ей пока не очень-то удается конвертировать этот рост в деньги ввиду ограниченного набора рекламных форматов для мобильных устройств. «Facebook определенно должна разъяснить то, каким образом собирается зарабатывать деньги на мобильных приложениях. Те инициативы, которые существуют на сегодняшний день, создают трудности для Facebook с получением доходов от мобильных приложений», — полагает аналитик Saxo Bank Сверрир Сверрисон. Аналитики Renessance Capital в своем отчете отмечают, что пока о стратегии компании в сфере мобильной рекламы судить рано: «Facebook все еще на ранней стадии монетизирования мобильных пользователей, и в компании отметили при презентации отчетности, что формат «спонсированных историй» для мобильных устройств начал активно применятся только в июле».

Одновременно социальная сеть сообщила о резком росте расходов — они практически утроились, составив 1,93 млрд долл. Большая часть суммы (1,3 млрд долл.) — это компенсационные пакеты сотрудников с использованием акций компании после IPO. При этом руководство компании сообщило, что число сотрудников, за последний год выросшее вдвое (до 4 тыс. человек), и дальше продолжит расти. «Мы старательно работаем над тем, чтобы увеличить число сотрудников по всей компании, особенно в технических группах», — заявил гендиректор и создатель Facebook Марк Цукерберг. Пока же в свете роста расходов компания отчиталась о чистом убытке в 157 млн долл. против 240 млн долл. прибыли, полученной годом ранее.

При этом руководство социальной сети не стало делать финансовые прогнозы на будущее и старалось избегать темы IPO, воспринятого многими как провальное для инвесторов. «Мы расстроены тем, как торгуются наши акции, но сосредоточены на факте, что мы все та же компания, какой были раньше», — отметил финдиректор Facebook Дэвид Эберсман. Однако аналитики отмечают, что инвесторам такой подход компании не понравился и они стали избавляться от бумаг соцсети. «Инвесторы всегда платили за потенциал Facebook. Очевидно, что сегодня они не готовы выкладывать столько же за потенциал, до реализации которого может оставаться еще несколько лет», — цитирует Bloomberg аналитика Raymond James & Associates Аарона Кесслера.

Плохи дела и у многих других громких технологических IPO последнего времени — скидочного сервиса Groupon и разработчика социальных игр Zynga, вышедших на биржу в ноябре и декабре 2011 года соответственно. Акции обеих компаний с тех пор потеряли по две трети своей стоимости в момент размещения. Сервис онлайн-радио Pandora, разместившийся в июне прошлого года, потерял с тех пор более 40%. «Это как дежавю», — сравнил нынешнее положение дел со временами краха доткомов в интервью телеканалу CNBC юрист Джейкоб Заманский, представляющий интересы инвесторов Facebook в иске к биржевому оператору NASDAQ. Впрочем, истории успеха тоже есть: с момента выхода на биржу в мае 2011 года акции профессиональной соцсети LinkedIn прибавили 124%, а бумаги социального сервиса обзоров Yelp, проведшего IPO в марте этого года, прибавили 31%. А сама Facebook, если исходить из различных рыночных коэффициентов, все еще торгуется вдвое дороже Google.

Андрей Котов

Источник: РБК daily