В новой редакции положения будут указаны новые полномочия территориальных органов Роскомнадзора, касающиеся надзора и контроля за соблюдением требований законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Ранее таких полномочий у Роскомнадзора не было, и их появление очевидно связано с недавним принятием поправок в законодательство, предусматривающих блокирование интернет-ресурсов, содержащих противоправную информацию. Предложенные министерством изменения ― первый шаг в создании нормативной базы для ведения Роскомнадзором черных списков интернет-ресурсов, подлежащих блокированию на территории России.
Что возлагается на региональные структуры Роскомнадзора
Согласно разработанным в Минкомсвязи изменениям Типового положения о территориальном органе Роскомнадзора, это документ дополняется двумя новыми пунктами. Один из них гласит, что территориальный орган обладает полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Сюда входят надзор за соблюдением законодательства в этой сфере, требований к производству и выпуску средств массовой информации, теле- и радиовещанию.
Отдельно упомянут контроль за выполнением законодательных требований к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет, и сетей мобильной связи. Как известно, принятые недавно поправки к законодательству о защите детей от вредоносной информации предполагают, в частности, создание единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет, с помощью которого будет ограничиваться доступ к интернет-ресурсам, содержащим запрещенную к распространению в России информацию.
Еще одно дополнение к положению наделяет Роскомнадзор в регионах полномочиями проводить экспертизу информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей.
Зачем выпускать нормативные акты к закону
Закон принимался в большой спешке ― он был рассмотрен Госдумой в трех чтениях менее чем за 10 дней. Видимо, поэтому в тексте содержится некая коллизия ― не указано, какой именно госорган будет отвечать за создание и ведение черных списков, но определено, Роскомнадзор может привлечь к этой работе в качестве оператора реестра какую-либо российскую организацию. Понятно, что привлечь кого-то к работе может только тот, кто за эту работу отвечает. То есть подразумевается, что госорганом, ведущим черные списки, будет именно Роскомнадзор. Однако в законодательных актах ничего не может подразумеваться ― там все должно быть написано определенно.
Собственно, поэтому в законе и сказано, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Поэтому, несмотря на упоминание Роскомнадзора в законе в связи с возможностью привлечь к работе по ведению черных списков другую организацию, нужно принимать отдельные акты, в которых будет прямо написано, что именно он отвечает за черные списки.
То, что первым таким актом станут дополнения к положению о полномочиях региональных структур Роскомнадзора, вполне логично: эти изменения Минкомсвязи может сделать само в рамках своих полномочий. Разработанные изменения явно представляют собой часть нормативной базы, следующим компонентом которой станет постановление или распоряжение правительства РФ о наделении Роскомнадзора функциями по созданию и ведению черных списков интернет-ресурсов.
Что касается того, какая именно организация может быть привлечена Роскомнадзором к участию в формировании и ведении реестра вредных сайтов, отраслевые эксперты высказывали мнение, что в этой роли может выступить Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ) или подконтрольный ему Технический центр интернет (ТЦИ). Это было бы логично, потому что именно ТЦИ осуществляет техническую поддержку главного реестра доменных имен в зонах .ru, «.рф» и .su и системы регистрации имен в этих доменах. А именно во взаимодействии с этими системами будут реализованы технические механизмы блокирования сайтов, попавших в черные списки.
Однако сегодня директор КЦ Андрей Колесников сказал «Маркеру», что пока неизвестно, будет ли Координационный центр или Технический центр интернета участвовать в ведении черных списков, а госорганы не обращались к этим организациям для обсуждения такой возможности. В Роскомнадзоре тоже не ответили на вопрос, кто может быть привлечен им к формированию и ведению единого реестра интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию.
Источник: Маркер