Вчера «Яндекс» отчитался за II квартал 2012 г. Его выручка выросла к уровню годичной давности на 50% до 6,8 млрд руб. (аналитики, накануне опрошенные«Интерфаксом», прогнозировали 6,71 млрд руб.), показатель EBITDA — на 60% до 3,1 млрд руб. (консенсус-прогноз — 3,04 млрд руб.), а чистая прибыль — на 76% до 2 млрд руб. (аналитики ждали 1,85 млрд руб.). Квартальная рентабельность по EBITDA у «Яндекса» выросла с 42,1 до 45%.
Гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож назвал результаты «позитивными как никогда». Рост выручки он связал, в частности, с запуском новых сервисов — например, платного мобильного приложения «Яндекс.Музыка» (более 220 000 загрузок за месяц) — и с доработкой международного поисковика: теперь он индексирует 50 млрд веб-страниц, что сопоставимо с глобальными возможностями Google и Bing от Microsoft. Количество рекламодателей за год увеличилось на 34%, а платных переходов на их сайты стало больше на 62%. Правда, стоимость клика несколько (на 7%) снизилась, но и это хорошая тенденция, означающая, что на сайты рекламодателей стало приходить больше клиентов, уверен финансовый директор «Яндекса» Александр Шульгин. А прибыльность компании росла еще быстрее выручки, отмечает он: во-первых, на II квартал прошлого года приходилось IPO «Яндекса» c сопутствующими дополнительными расходами (в том числе на персонал), а во-вторых, в этот раз «Яндекс» меньше потратил на рекламу. Сократил «Яндекс» и инвестиции — во II квартале 2012 г. они составили, по словам Шульгина, всего 10% от выручки против 13% кварталом ранее и 28% в IV квартале 2011 г. Впрочем, по итогам года уровень инвестиций будет все-таки выше — 15-20% от выручки, добавил он. Выручка же увеличится в 2012 г. на 40-45% (в рублях), этот прогноз «Яндекс» оставил неизменным.
К июлю 2012 г. на счетах «Яндекса» скопилось $742 млн, которые компания может инвестировать как в развитие за пределами России, так и в разработку все более популярных мобильных приложений, предполагает старший аналитик Альфа-банка Юлий Матевосов. Экспансия в другие страны возможна после того, как «Яндекс» изучит первые результаты опыта в Турции, где около года назад запустил местный поисковик, сказал вчера Волож.
Вчерашние торги на NASDAQ начались с 2%-ного падения котировок YandexN.V. (материнская компания «Яндекса»), к 21.30 мск падение составляло уже 7%. Индекс Dow Jones к этому времени потерял всего 0,23%. Но аналитики не видят объективных оснований для падения котировок компании. Результаты «Яндекса» подтверждают, что его бумаги — лучший инструмент для доступа на российский рынок интернет-рекламы, пишет в отчете Константин Белов из «Уралсиба». Другое дело, что рынок заранее ждал от «Яндекса» сильной отчетности, и на этих ожиданиях котировки его акций несколько дней подряд росли, так что сейчас некоторые инвесторы, возможно, решили зафиксировать прибыль, предполагает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина. В частности, за две недели с 16 по 30 июля акции Yandex подорожали, по данным Yahoo! Finance, на 16,8%.
Сами результаты позитивные, не сомневается Лепетухина, как и прозвучавшее вчера известие о продлении соглашения «Яндекса» с разработчиком браузера Opera: российские пользователи Opera еще год будут пользоваться по умолчанию поиском «Яндекса». А Opera — самый популярный браузер в России: согласно июньской статистике Liveinternet.ru, его использовали для просмотра веб-страниц 31,8% пользователей (с учетом версии Opera Mini для мобильных устройств).
В последнее время отношения «Яндекса» с разработчиками браузеров не ладились. Еще в 2011 г. Google отключила для российских пользователей своего браузера Chrome возможность выбора поисковика при первом запуске, фактически вынудив их пользоваться собственным. Это повлияло на долю «Яндекса» на рынке поиска в рунете: за год с января 2011 г. по январь 2012 г. она сократилась на 4,8 п. п. до 59,6% (данные счетчика Liveinternet.ru). Но сейчас ситуация выправляется, отмечает Волож: со временем пользователи Chrome, предпочитающие искать информацию «Яндексом», нашли возможность установить этот поисковик, и сейчас именно «Яндекс» обрабатывает более 50% русскоязычных запросов через Chrome. Не драматизирует он и ситуацию с браузером Firefox, в последней версии которого поиском по умолчанию вместо «Яндекса» стал Google: за две недели с момента выхода этой версии «Яндекс» потерял менее 1% пользователей Firefox, говорит Волож. Растет доля «Яндекса» и в поисковых запросах пользователей мобильных устройств под управлением операционной системы Google Android, добавляет он. С января по июль 2012 г. доли и«Яндекса», и Google на рынке поиска в рунете, по данным Liveinternet, выросли на одни и те же 0,8 п. п. до 60,4 и 26,7% соответственно.
Представитель Google воздержался от комментариев.
Растущая популярность Chrome и тем более Android — серьезный фактор риска для бизнеса «Яндекса», указывали ранее аналитики инвестбанков. Ведь у самого «Яндекса» нет ни собственной операционной системы, ни браузера. Из-за этого «Яндекс» несколько месяцев подряд терял капитализацию.
Источник: Ведомости