«Яндекс» договорился с HTC об автоматической установке на ее смартфоны One X, One S и One V своего виджета (программа, отображаемая на рабочем столе), объявили вчера обе компании. HTC выпустила автоматическое обновление ПО этих моделей, которое установит виджет «Яндекса» на их «второй экран» (часть рабочего стола, становящаяся видимой при его прокрутке вправо или влево). Кроме строки поиска виджет «Яндекса» содержит заголовок главной новости дня, информацию о пробках, курсах валют, прогноз погоды и ссылки на популярные сервисы «Яндекса» для мобильных устройств — карту метро, «Яндекс.Маркет», киноафишу и почту.
Это первый случай, когда «Яндексу» удалось внедриться в Android-фоны крупного производителя, доволен представитель интернет-компании Очир Манджиков. HTC согласилась установить виджет «Яндекса», приняв во внимание популярность его сервисов среди владельцев телефонов, объясняет глава представительства HTC в России и СНГ Андрей Кормильцев.
Развитие сервисов для мобильных устройств — один из приоритетов стратегии «Яндекса», указывает Манджиков. Самого значительного прорыва на этом фронте «Яндекс» добился еще в 2011 г., сделавшись поиском, используемым по умолчанию в смартфонах Samsung на платформе Bada. Эти устройства заняли в первой половине 2012 г. около 17% российского рынка смартфонов в натуральном выражении (оценка «Евросети»). А в конце 2011 г. «Яндекс» стал используемой по умолчанию поисковой системой в предназначенных для России смартфонах Windows Phone (их выпускают Nokia, Samsung, HTC и Microsoft).
И все-таки быстрее всего в первой половине 2012 г. росли продажи смартфонов на базе Android: их доля на рынке, по версии «Евросети», удвоилась по сравнению с уровнем аналогичного периода 2011 г. А в этих аппаратах в качестве основного предустановлен поисковик разработчика Android — Google.
В целом на рынке поиска в рунете «Яндекс» лидирует: в июле 2012 г. его доля в поисковых запросах составляла 60,4% против 26,7% у Google (данные Liveinternet.ru). Но Google рассчитывает потеснить «Яндекс» благодаря росту популярности Android-фонов и альянсам с веб-браузерами: дело в том, что многие предпочитают пользоваться поиском, «прописанным» в браузере по умолчанию. В 2011 г. Google отключила в России выбор поисковика при первом запуске своего браузера Chrome, а в недавно вышедшей новой версии браузера Firefox вместо «Яндекса» поисковиком по умолчанию стал Google.
Сервис статистики Liveinternet.ru ежедневно фиксирует 16,5 млн пользователей с устройствами под управлением Android (смартфонами и планшетами) и они совершают 2,5 млн поисковых запросов, говорит основатель Liveinternet.ru Герман Клименко. В поисковых запросах, совершенных с Android-устройств, на Google приходится 60%, а на «Яндекс» — 35%, свидетельствуют данные Клименко. Но по сравнению с общим рынком поиска в рунете эти запросы пока — капля в море, отмечает он: всего в рунете ежедневно регистрируется 50 млн посетителей и они совершают 120 млн запросов в день. Поэтому ценность соглашения «Яндекса» с HTC пока минимальна, резюмирует Клименко, признавая, впрочем, что интернет-трафик, который генерируют владельцы Android-устройств, быстро растет — за год он увеличился в 4 раза.
«Яндекс» и HTC не раскрывают, на каких условиях они договорились о размещении виджета в телефонах. Ведущий аналитик Moblie Research Group Эльдар Муртазин говорит, что обычно в таких случаях поисковик либо оплачивает количество переходов с телефонов, либо размещает рекламу производителя по бартеру. «Яндекс» расплатится с HTC именно рекламой, считает Муртазин.
Источник: Ведомости