Министерство печати и информации Волгоградской области «непрозрачно» финансирует СМИ?

Жители Волгоградской области не имеют возможности получить исчерпывающую информацию о тратах областного бюджета на финансирование СМИ.

Как сообщает ИА «Высота 102», на сайте госзакупок раскрыты далеко не все сведения о результатах проводимых министерством печати и информации Волгоградской области тендеров.  Между тем, на основании исследования официального сайта госзакупок, корреспондент ИА «Высота 102» сделал вывод, что на финансирование СМИ из областного бюджета только в этом году уже могло быть потрачено несколько десятков миллионов рублей. 

Так,  за январь 2012 года были заключены контракты на 23 миллиона 900 тысяч рублей. В числе победителей тендеров – ЗАО «Новая волна», МУП «РТ» «ВГТ» («МТВ»), «ВГТРК», телекомпания «Ахтуба». В марте этого же года были заключены контракты на 1 миллион 466 тысяч рублей (в том числе с «ВГТРК»).

Самыми скандальными, пожалуй, оказались майские заказы министерства печати и информации. Напомним, волгоградский  блогер Валерий Назаров  поведал на своей страничке о намерении министерства печати и информации Волгоградской области провести 26 аукционов на оказание информационных услуг по освещению деятельности губернатора и правительства на сумму около 16 миллионов рублей. Блогер обратил внимание, что в конкурсной документации в качестве требований к участникам выдвигались следующие характеристики:  наличие «опыта работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства». Это сообщение перепостил депутат Госдумы Дмитрий Гудков, который обратился в ФАС России с просьбой отменить эти аукционы. 

После этого министерство печати и информации Волгоградской области выступило с заявлением о том, что все конкурсы ведомство проводит в строгом соответствии с законом, а  раздел «Общие условия проведения аукциона в электронной форме», на один из пунктов которого  ссылаются блогеры, «является унифицированным для всех закупок для государственных нужд на территории Волгоградской области». Чиновники даже пригрозили подать в суд на блогера за распространение недостоверных сведений. Между тем на основании размещенной информации о  заказах  на информационное обслуживание, можно предположить, что скандал, поднятый в блогосфере, мог внести коррективы в первоначальные  планы чиновников по трате бюджетных средств на СМИ. В частности,  несколько  конкурсов  на освещение деятельности губернатора, правительства и органов исполнительной власти в печатных изданиях, на FM-радиостанциях в июне было автоматически завершено в один день – 25 июня  2012 года. Например, на оказание услуг по информационному освещению деятельности губернатора и правительства в сети интернет стоимостью в 1 миллион рублей, заявку на который подавало РИА Новости; на оказание услуг по производству и эфирному вещанию в FM-диапазоне по освещению услуг губернатора и правительства на 300 тысяч рублей, (заявку   подавало ЗАО «Русское радио»); на оказание услуг по освещению деятельности губернатора и правительства на 1 миллион рублей, (заявку  подавала «Российская газета»); на оказание услуг по информационному освещению деятельности губернатора и правительства на 1 миллион рублей, (заявку  подавало  ООО «Интерфакс-Юг» и т.д. Контракты также были заключены со следующими СМИ: с ИТАР-ТАСС, "Новые деловые вести", ВГОО "Творческое объединение работников независимой прессы "Своб" (орфография  заказа сохранена, но речь, предположительно, идет об объединении работников независимой прессы, возглавляемой Анатолием Карманом - прим. ред. ИА "Высота 102"), ЗАО "РадиоРОКС", РИА Новости и т.д.

Между тем на сайте госзаказов трудно проследить, какие в реальности суммы были потрачены на финансирование СМИ. В частности, неизвестно, была ли уменьшена первоначальная стоимость заказов, и были ли вообще заключены контракты. Связано это с наличием нерабочих ссылок на сведения о контрактах в информационных сообщениях на официальном сайте госзакупок. Эти нерабочие ссылки корреспондент ИА «Высота 102» зафиксировал, в частности, в заказах на оказание услуг по информационному освещению деятельности губернатора и правительства на 300 тысяч рублей (1 заявка от ООО «ФедералПресс»), на 1,7 миллиона рублей (1 заявка ЗАО ИД «Комсомольская правда»), на 2 миллиона рублей (1 заявка от ООО «АиФ»-«Волгоград») и т.д. 

Итого за май  2012 года министерством печати и информации было объявлено 27 тендеров с максимальной ценой контрактов 16 миллионов 900 тысяч рублей. Но на сайте госзакупок опубликованы сведения всего о трех контрактах на сумму 1 миллион 780 тысяч рублей! По 6 тендерам не подано ни одной заявки. Вполне возможно, что контракты по этим лотам и были заключены с единственным поставщиком. Хотя проверить это весьма затруднительно. По многим заказам на сайте госзакупок нет сведений о контрактах даже в том случае, если подавалась всего одна заявка, хотя публикация сведений о контрактах по максимальной начальной цене подразумевается, согласно требованиям ФЗ-94. Один заказ, на 1 миллион рублей, был отменен по инициативе заказчика в связи с ошибочно прикрепленным файлом документации заказа. 

Таким образом, министерство печати планировало провести для СМИ в общей сложности 34 (!) тендера и израсходовать, исходя из максимальной цены контрактов, на эти цели 43 миллиона 540 тысяч рублей. Сколько было израсходовано на самом деле, неизвестно, в том числе и в связи с вышеперечисленными «недоразумениями» при публикации сведений. 

Между тем, этими тендерами траты областного бюджета на СМИ не заканчиваются. Так, например, управление соцзащиты самостоятельно  размещало заказы на информационное освещение своей деятельности. Согласно условиям в конкурсной документации, идеально подходили для выполнения этой работы средства массовой информации, находящиеся в ОАО «Волга-Медиа». И такие заказы могло разместить далеко не одно ведомство исполнительной власти. Кроме того, расходы на СМИ осуществляются и в виде грантов. Так, только дополнительно на эти цели запланировано потратить 5 миллионов рублей. В конце марта гранты, например, получили практически все издания ОАО «Волга-Медиа»! 

Заметим, выше перечислены траты на СМИ лишь по линии одного ведомства – министерства печати и информации. Однако, как известно, одним из крупнейших получателей бюджетных субсидий сегодня является ОАО «Волга-Медиа», которое в журналистском сообществе  называют «губернаторским холдингом». Кстати, неслучайно, ведь назначение главных редакторов изданий этого холдинга согласовывается с самим губернатором. Объемы бюджетных средств на финансирование СМИ поражают воображение. Так, согласно результатам проверки КСП области, только в 2011 тогда еще комитет по печати и информации  Волгоградской области  потратил более 200  миллионов рублей на содержание средств  массовой информации. Больше всего денег ушло  по статье - "периодическая печать и издание",  а также на  функционирование холдинга   ОАО «Волга-Медиа». Можно предположить, что в этом году траты областного бюджета на содержание СМИ будут  больше прошлогодних.

Источник: ИА Высота 102