Фаст-фуд подтягивают к остановкам

Треть рынка мелкой розницы в Уфе может сменить собственников или формат работы.

Запрет на продажу алкоголя предприятиями мелкой розницы, вступивший в силу 1 июля, привел к переделу сфер влияния на этом рынке в Уфе. По данным городской администрации, владельцы около 8% киосков и ларьков уже выставили их на продажу. Эта же перспектива ожидает около трети мелкой розницы в городе. Сохранить позиции на рынке, полагают власти, бизнесу поможет уход в другие сегменты, например, в общественное питание или непродовольственные форматы. Эксперты признают идею здравой, но трудновыполнимой.

Уфимские власти вчера признали, что ужесточение федерального законодательства об обороте алкоголя может привести к переделу рынка мелкой розницы. Начальник управления потребительского рынка городской администрации Ирина Рублева рассказала журналистам, что около трети предприятий, работающих в этом сегменте, после вступления в силу с 1 июля поправок к ФЗ-218 вынуждены «сменить собственника или перепрофилироваться». В наиболее сложной ситуации, отмечают в мэрии, оказались мелкие предприниматели, имеющие одну-две торговые точки: им придется продавать бизнес или менять его формат. «Таких предпринимателей в городе (в этом сегменте.— „Ъ“) около 30%. Некоторые из них уже начали переговоры с крупными предприятиями общественного питания, и, возможно, перепрофилируют киоски в кулинарии, а возможно, в цветочные магазины или начнут продавать печатную продукцию»,— пояснила госпожа Рублева. 

В мэрии приводят данные, по которым 29 киосков, попавших под запрет на продажу алкоголя в Уфе, или 7% этого рынка, были выставлены на продажу или уже сменили собственников. Владельцы 43-х (12%) ларьков решили сменить формат торговли — уйти в общепит или непродовольственные сегменты. Точной информации, на что переориентировались предприниматели, в мэрии не располагают. Известно, однако, что подавляющее большинство торговых объектов — 277 пока продолжают работать в прежнем режиме. 

В мэрии затруднились спрогнозировать, возобладает ли в городе тенденция к продаже мелкого бизнеса или его перепрофилирования. Первая волна изменений на розничном рынке Уфы коснется, по данным администрации, 350 нестационарных торговых объектов. В соответствии с ФЗ, с 1 июля этого года им запрещается продавать спиртное крепостью более 5%. Вторая волна ограничений вступает в силу с января 2013 года и вводит запрет на реализацию в киосках алкоголя крепостью менее 5%. В администрации полагают, что она может затронуть еще 500 городских розничных предприятий. 

Исполнительный директор Башкирской торговой ассоциации Светлана Ягафарова отмечает, что пересмотр формата бизнеса сопряжен с рядом сложностей, в частности, не каждый киоск подходит под предприятие быстрого питания. «Многие, если не большинство нестационарных торговых объектов не имеют достаточных площадей и коммуникаций, чтобы работать в сфере общественного питания», подчеркивает госпожа Ягафарова. В то же время ей известно, что «идея перепрофилирования популярна у предпринимателей», и «многие заранее подготовились к вступлению закона в силу». 

Руководитель башкирского отделения общественной организации «Опора России» Денис Мусин отмечает, что «уход в новые сегменты — единственный выход для предпринимателей сохранить бизнес», так как реализация алкоголя обеспечивала до 70% дохода мелкой розницы, и «после введения полного запрета этот бизнес может просто обрушиться». 

Аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов называет одним из вариантов диверсификации развитие «газетных киосков, магазинов, продающих предметы домашнего быта, или предприятий по выпуску готовой еды». В группе компаний «Пышка», развивающей сеть магазинов кулинарии и общепита, в том числе по франчайзингу, „Ъ“ рассказали, что «несколько подобных предложений от уфимских предпринимателей рассматривались, но были отклонены, так как киоски на остановках под этот бизнес не подходят из-за несоответствия санитарным требованиям». 

Аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин констатирует, что для остановочных павильонов «возможности диверсификации или перепрофилирования существенно ограничены». «Это, в первую очередь, действительно фаст-фуд и торговля товарами импульсного спроса и оказание бытовых услуг,— отмечает эксперт,— но надо понимать, что организация заведений общественного питания — наиболее маржинальный из перечисленных вариантов и возможен далеко не во всех случаях, поскольку создание сети фаст-фуд требует от собственников существенных инвестиций». Эксперт считает наиболее вероятным последствием для рынка мелкой розницы ее «сокращение», поскольку «рентабельность этого бизнеса заметно снизится, а вслед за ограничениями на торговлю алкогольными напитками последуют аналогичные меры и в отношении табачных изделий». Хотя в крупных городах, полагает господин Клягин, на смену им могут придти «более современные форматы, аналогичные западным corner store („магазин за углом“) или convenience store (амер. „магазинчик, работающий допоздна“)».

• Оборот розничной торговли в Уфе, по итогам 2011 года, составил 337,6 млрд руб., рынка общественного питания — 14,75 млрд руб. На так называемые «нестационарные торговые объекты» — ларьки и киоски — приходится 4% торговых площадей Уфы, их общая площадь оценивается в 39 тыс. кв. м. Большинство из них расположены на остановочных пунктах.

Источник: Коммерсантъ (Уфа)