Мультимедийные киоски прессы – залог «цифрового» будущего журналов

Активное развитие Интернета и повсеместное внедрение новых технологий оказывают огромное влияние на развитие традиционной отрасли производства печатного контента. Тиражи газет и журналов падают, а вслед за ними снижаются и рекламные доходы издателей. Каким окажется будущее издательской отрасли? Президент Ассоциации распространителей печатной продукции Дмитрий Мартынов и председатель правления этой организации Александр Оськин дают свой прогноз.

Интерес читателей к печатной периодике падает — факт, не требующий доказательств. В середине апреля американская компании IBISWorld представила исследование, согласно которому в ближайшие пять лет в США газетная отрасль испытает серьезное снижение объемов выручки, которая в этому году ожидается на уровне $29,3 млрд, а к 2017-му снизится уже до $23,7 млрд. Скоростной век, где главным критерием успешности информационного канала является оперативность, побуждает читателя обращаться к цифровым СМИ в ущерб традиционным газетам.

Ситуация в журнальной отрасли, которая изначально была заточена на созерцание и вдумчивую аналитику, несколько более радужная. Однако и здесь ощущается отток читателей. Согласно аналитике поискового гиганта Google, с 2004-го по 2011-й гг. количество запросов интернет-пользователями термина «журнал» упало почти в пять раз (см. Диаграмму 1). В определенной степени данные Google можно использовать для прогноза будущего мировой индустрии журналов.

Диаграмма 1

Изменение количества поисковых запросов термина «журналы» в системе Google

Если в 2007 году выручка журнальной отрасли составляла $45 млрд., то уже к 2014 году она, по оценкам компании mediaIDEAS (США), сократиться до $30 млрд. Затем последует небольшой рост, и к 2020-му году данный параметр составит уже $35 млрд.

Диаграмма 2

Прогноз изменения выручки журнальной отрасли до 2020 г.

 

При этом на 2012-2013 гг. придется время «великой перестройки», в процессе которой издатели печатной продукции будут активно изучать всевозможные каналы передачи цифрового контента. Более детально данные изменения продемонстрированы на Диаграмме №3, из которой видно, как будет меняться соотношение печатной и цифровой продукции в период с 2010-го по 2020-й годы. Если еще в 2007 году на долю цифрового контента приходилось менее 10% рынка, то в 2014-м он будет занимать уже 28%, а в 2020 — 58%. Столь быстрые изменения в сегменте производства контента ни в коем случае не говорят о гибели традиционной печати, однако ознаменуют собой начало нового, цифрового века в издательской сфере. 

Диаграмма 3

Прогноз динамики изменения соотношения печатной и цифровой продукции, 2010-2020 гг. 

 

Переход на «цифру» — реальный шанс для большинства журналов. Ридеры, смартфоны и планшеты дают им возможность найти новые пути развития. mediaIDEAS предсказывает, что к 2014 г. мировой рынок электронных книг и планшетов составит 320 млн. единиц, а в 2021-м г. — уже около двух миллиардов. Если же к их количеству добавить смартфоны, то показатель увеличится вдвое — до четырех миллиардов в 2021 году! Четыре миллиарда пользователей — это четыре миллиарда потенциальных читателей. Причем, не ограниченные языковыми барьерами, так как уже сегодня современные технологии перевода позволяют пользователям разных стран изучать информацию, опубликованную на всех основных языках мира.

Еще одна прогнозируемая американскими коллегами тенденция ближайшего будущего — переход от привычной модели распространения контента в Сети к модели его загрузки через специальные приложения (см. Диаграмму 4). Согласно ряду исследований, в прошлом году среди всех читателей, потребляющих цифровой контент, большая часть делала это именно с помощью приложений, нежели посредством Сети.

Диаграмма 4

Сравнение количества времени, потраченного пользователями на потребление контента через приложения и Интернет, 2010-2011 гг.

 

Уникальная возможность, которую предоставляют планшеты — видеть страницу такой, какой она выглядит в печатном журнале — отличный шанс для издателей реализовать себя в цифровом мире, в мире так называемых «постраничных медиа» (Paginated media market). При этом — продолжая выпускать традиционные печатные версии. В будущем обе эти формы передачи контента будут гармонично сосуществовать, дополняя друг друга, а формат «постраничных медиа» постепенно сотрет привычную нам разницу между газетами, журналами и книгами. По данным mediaIDEAS, в 2010 году «постраничной» продукции для электронных книг и планшетов было реализовано на сумму около $642 млн. К 2014-му году она увеличится до $29 млрд., а к 2020-му — до $166 млрд.

Между тем, переход в цифровой формат ставит перед издателями и новые проблемы. Главная из них — создание востребованного контента, выход на «своего» читателя. По данным компании Codex (США), 23% пользователей, прежде чем совершить «цифровую покупку» сначала знакомятся с изданием в реальном мире. Это означает, что наличие традиционной печатной версии значительно повышает уровень продаж его электронной копии. Именно поэтому традиционные печатные СМИ в будущем будут выходить наравне с их электронными версиями, а книжные магазины и уличные точки продаж прессы станут залогом успеха издания. Вопрос сохранения и преумножения традиционных каналов распространения печати сегодня становится одним из главных в процессе формирования нового цифрового издательского будущего.  

Источник: Журнал «Новости СМИ»,  №15(349)