Выборочная господдержка СМИ - вредит здоровой конкуренции

Роспечать выделила в этом году почти 720 млн рублей в качестве господдержки социально значимым проектам на телевидении, радиостанциях и в интернете.

В распоряжении «Известий» оказался список из более чем двух сотен СМИ, которые уже получили в этом году госсубсидии. Итоговый результат может превзойти рекордный показатель 2011 года, когда было выделено 825 млн рублей. 

У кого государственный интерес, у того и грант

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям оказывает господдержку социально значимым проектам в электронных СМИ на конкурсной основе. Кто получит госпомощь, определяет экспертный совет, в который (по приказу ведомства от 18 января 2012 года), входят представители различных подразделений Минкомсвязи. Он же определяет размер грантов и контролирует их эффективное использование.

Социально значимыми считаются проекты, представляющие «общественные и государственные интересы и соответствующие основным направлениям государственной политики и догосрочным приоритетам развития государства и общества», говорится в правилах Роспечати. Заявки на получение господдержки в сфере электронных СМИ на этот год принимались с 18 января и рассматривались по мере поступления. Всего с января по август господдержку получили 224 проекта на 719,5 млн рублей.

НТВ – первый после ФГУПов и Первого

В списке каналов, которым Роспечать выделила деньги, есть как федеральные телеканалы «Россия 1», «Россия 2», «Первый канал», НТВ, «ТВ Центр», «Культура», так и региональные. Телеканал НТВ получил на три своих проекта более 31 млн рублей – это максимум среди формально частных телеканалов (НТВ контролируется холдингом «Газпром-медиа»). Выше него в рейтинге только Первый канал (крупнейший акционер – Росимущество с 38,9% акций), а также МТРК «Мир» и ФГУП ВГТРК (см. инфографику).

В пользу НТВ государство профинансировало 32 выпуска телепрограммы о российской армии «Смотр» (6,7 млн рублей), 29 выпусков «Профессии – репортер» (9,5 млн рублей). Совет одобрил выделение 15 млн рублей на программу «Честный понедельник» с Сергеем Минаевым. Этих средств хватило на то, чтобы подготовить 15 программ «Честного понедельника». В начале июля телеканал НТВ принял решение закрыть проект.

Согласно рейтингам компании TNS Россия, «Честный понедельник» не входил в сотню самых популярных программ на отечественном ТВ. Незадолго до закрытия передача занимала 81-е место по рейтингу среди московской аудитории. Телеканал НТВ не ответил на вопрос «Известий», постоянно ли финансировались из бюджета программы «Честный понедельник» и «Профессия – репортер» и поданы ли заявки на новые гранты.

Получил средства на производство цикла роликов социальной рекламы «Все разные. Все равные», «направленной на привлечение внимания к необходимости интеграции инвалидов в жизнь общества», и телеканал «Дождь». 7 роликов по 60 секунд каждый стоили 1,3 млн рублей. Телепрограмма «Книги» на телеканале «Дождь» также получила субсидию в размере 2 млн рублей. В 2011 году именно эти два проекта «Дождя» также получили госсредства. 

«Спокойной ночи, малыши» стоят 75 тыс. рублей за выпуск

Ранее не было известно, сколько конкретно тратится на производство той или иной передачи – в итоговых годовых отчетах Роспечать лишь приводит перечень адресатов помощи. Например, 53 выпуска программы «Наука 2.0» для «России-2» обойдутся налогоплательщикам в 17,2 млн рублей. Три программы о спортсменах и здоровом образе жизни на телеканале «Россия-2» получили восемь млн рублей.

Девять 15-минутных фильмов на тему «Рабочий? Класс!» обойдут эфир исключительно небольших региональных телеканалов, в городах таких как Лысьва, Соликамск, Березники. На их съемку предусмотрено 3 млн рублей.

Второй год подряд госсредства получают такие проекты телерадиокомпании «Мир», как детский научно-познавательный тележурнал «Экспериментаторы», программа для дошкольников «Тик-так», викторина по русскому языку «Знаем русский», ток-шоу «Слово за слово», «Путеводитель», «Добро пожаловать». На эти телепрограммы, которые транслируются на канале «Мир», в 2012 году выделено 31,1 млн рублей.

36 выпусков телепрограммы «Умницы и умники», гуманитарной олимпиады на Первом канале, получили 15,4 млн рублей. 48 серий «социального ток-шоу «Жди меня»», которое также транслируется на Первом канале и давно спонсируется Роспечатью, – 16 млн рублей. Кстати, каждый из 254 выпусков программы «Спокойной ночи, малыши!» обходится бюджету в 75 тыс. руб. Выпускающая эту передачу ООО «ТРК Класс» Людмилы Зайцевой (один из режиссеров передачи) и Александра Митрошенкова (президент «Трансконтинентальной МедиаКомпании») получило 19 млн руб. 

Детский художественный фильм «Тайна Егора» от ООО «Кинопрограмма XXI век» для телеканала «Звезда» – один из самых дорогих проектов, он обошелся в 23 миллиона. По сюжету 12-летний Егор, увлекающийся компьютерными играми, едет в деревню, там его спасают от гусей, и он познает радости жизни без видеоигр.

«РИА Новости» получает гранты сверх бюджета

Радиостанциям в 2012 году выделялись более скромные бюджеты, по объективным причинам. 90 программ «Театр у микрофона» на радиостанции «Серебряный дождь» получили 1,6 млн рублей, а 50 выпусков программ о детских книгах «Книги нашего детства» на радиостанции «Голос России» – 1 млн рублей. Цикл из 459 радиопрограмм для детей «Интересное и неизвестное» обошелся федеральному бюджету в 1,1 млн рублей.

Самую серьезную финансовую поддержку среди интернет-проектов получил портал «Грамота.ру» (4,5 млн рублей). Второй год подряд выделяются средства проекту sedmitza.ru, на котором представлены новости религиозной жизни в России и за рубежом. В 2012-м Роспечать дала «Седмице» 2 млн рублей. Проект «Премия Рунета» разжился здесь миллионом рублей.

Хотя ФГУП «РИА Новости» ежегодно в особом порядке получает госсубсидии на несколько миллиардов рублей, двум его интернет-проектам – «Российское агентство правовой и судебной информации» (РАПСИ) и «История России. Новый взгляд», что по адресу history.ria.ru, – выделили гранты на 1 млн и 2 млн рублей соответственно. В 2011 году «РИА Новости» получили субсидии на создание на сайте rian.ru разделов «Социальный навигатор», «Жизнь без наркотиков» и «Ты – репортер».

Конкуренция за бюджет

Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин говорит, что «выплаченная помощь отдельно взятым СМИ вызывает сомнение, так как нарушает принцип равноправия и конкуренции между ними». Только рынок и только потребитель вправе определять приоритеты, а исключения должны составлять СМИ для инвалидов и других социально незащищенных слоев населения, считает Оськин.

– Хочу также напомнить, что электронные СМИ, включая работающие в Интернете, не имеют льготного НДС, как печатная пресса, и обязаны платить 18%-ный налог, что на наш взгляд, является нонсенсом. Поэтому России нужен новый закон «О господдержке СМИ, книгоиздания, полиграфии и распространения прессы», – резюмировал эксперт.

Источник: izvestia.ru