О том, что проблема назрела, говорят и сообщения собкоров "Российской газеты". В Самаре зимой и весной этого года остро встал вопрос о закрытии каждого третьего киоска, сообщили в местной "Роспечати". В Тольятти из 115 киосков "Роспечати" на грани закрытия оказались 26 точек. Во Владивостоке, по официальным данным, в этом году киоски не закрывались. Но их количество резко сократилось год назад. Из 75 остались только 52, рассказали в одной из компаний по продаже прессы.
И есть риск, что этот процесс будет набирать обороты. Например, в Саратове в прошлом году было 400 точек по продаже газет, а по новой схеме размещения нестационарных объектов розничной торговли, утвержденной мэрией, их должно остаться 150. По данным экспертов, это приведет к падению продаж печатной продукции по меньшей мере на четверть. Практически везде называют одни и те же причины, из-за которых сокращается количество газетных киосков.
Одна из них - планы местных властей по облагораживанию территории. Они требуют убрать их с магистральных улиц, дорог, остановок транспорта. И утверждают, что киоски якобы перекрывают горожанам путь к местам общего пользования, нарушают безопасность движения. Правда, конкретных примеров, когда точки прессы действительно кому-то мешают, мы в сообщениях с мест не обнаружили.
Часто, надо сказать, власти требуют от предпринимателей не снести торговую точку, а заменить ее на новое, более современное и эстетичное сооружение. Иногда это приносит свои плоды. Но проблема в том, что это требует дополнительных расходов предпринимателей, но не у всех есть на это деньги. Каждая новая конструкция стоит около 350 тысяч рублей, рассказали в одной из сетей по продаже прессы Владивостока. Сложности у предпринимателей возникают и при перезаключении договоров по аренде земли. "Согласовывать выделение земли под киоск необходимо в таком множестве инстанций, словно я собираюсь торговать водкой, а не газетами", - сетует руководитель предприятия "Пресса" из Якутска Петр Гуляев. Чтобы торговать периодикой хотя бы с нулевой рентабельностью, нужно не менее 65-80 газетных киосков, подсчитал он. Раньше так и было. А сейчас осталось всего 36 точек.
Бизнес пробует освоить новые схемы распространения прессы. В Екатеринбурге ее продают не только на улице, но и в разных учреждениях - например, больницах, стойки со свежими газетами устанавливаются во многих магазинах, рассказывает начальник информационно-аналитического департамента администрации города Сергей Тушин. Но приживаются нововведения не везде. В Саратове некоторые издания пытались устроить мобильные конструкции самообслуживания в городском электротранспорте. Увы, пассажиры оказались не очень честными: газеты из ящика брали, но платить "забывали". А сетевые магазины города берут на распространение в основном развлекательную и желтую прессу, отказывая в доступе на свои прилавки ежедневным федеральным изданиям.
Но как бы то ни было, главная проблема - в самом отношении местных властей к распространителям печати, уверен председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. Ведь газетные киоски в отличие от точек, торгующих сигаретами или шаурмой, убыточны. И потому муниципальные чиновники просто мечтают их уничтожить, говорит собеседник "РГ". В Москве киоски удалось недавно отстоять только благодаря вмешательству руководства города, говорит Оськин. И считает, что издание и распространение прессы надо поддержать на государственном уровне. Во Франции каждый киоск получает субсидию в три тысячи евро, Европарламент принял решение обнулить НДС на печатную прессу, приводит пример эксперт. В России, по его словам, тоже следует разработать аналогичные меры, их можно будет прописать в проекте закона о господдержке СМИ, полиграфии и книгоиздательства.
Проблемы с распространением наносят удар и по издательской деятельности, напоминает президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев. Особенно страдают издания, которые в основном зависят не от рекламы, а от продаж. Пока каждая территория, предъявляя требования к киоскам печати, играет по своим правилам - даже не региона, а муниципалитета, и это вызывает массу перегибов на местах, говорит Моисеев. По его мнению, надо вести речь о неких общих подходах, их можно было бы, например, выработать в Москве и области, а потом распространить по всей стране. Есть смысл подумать и о введении льгот, но договариваться о них, предупреждает эксперт, должны вместе распространители, издатели и власть, чтобы, получив преференции, продавцы прессы не воспользовались ими исключительно в собственных целях.
Без печати, как без хлеба
Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать):
- Проблема с киосками печати стоит очень остро практически на всей территории страны. К ним постоянно предъявляются претензии - то не там стоят, то не тот дизайн, то не так оформлены документы...
В кое-каких регионах разрешительную документацию на киоски вообще выдают на полгода. И получается, что по истечении этого срока власти могут потребовать от предпринимателей свернуть торговлю. А ведь те рассчитывают свой бизнес на годы. Между тем, для того чтобы в эту отрасль пришли инновации и модернизация, нужна стабильность, хотя бы относительная.
При этом разрешение на установку или снос киосков дает только муниципальная власть, и хоть как-то повлиять на нее в этом смысле обычно невозможно. Конечно, лучше всего было бы выработать общие правила игры на федеральном уровне. Тогда и у местных чиновников было бы меньше поводов для отказов в установке киосков. Мы говорим об этом уже 20 лет, но пока дело не движется.
Есть еще одна давняя идея Роспечати и профессионального сообщества индустрии печати - юридически признать прессу и книжную продукцию нерекламного и неэротического характера социально значимым товаром на деле, а не на словах. Тогда распространители печати могли бы пользоваться льготами, которые нашим законодательством уже предусмотрены для такой продукции. Пока же они вынуждены работать на общих основаниях с торговцами пивом и табаком. Кстати, во многих странах мира пачку сигарет на улице можно купить только в киоске прессы, что, по нашему мнению, вполне рационально. Курильщиков от этого больше не станет, а вот прессу населению, глядишь, можно было бы продавать и подешевле, не обременяя ее разного рода побочными поборами.
Следует помнить и то, что распространением прессы преимущественно занимается малый и средний бизнес, который наше государство, вроде как, обещало поддерживать и развивать. Только на практике эта поддержка очень часто выглядит странновато. Например, в течение двух-трех последних лет налоговый пресс на распространителей периодики значительно вырос. К этому надо добавить "административные чудачества" на местах, вроде незаконного сноса и вывоза в неизвестном направлении киосков прессы в Саратове, искусственного банкротства ООО "Союзпечать" в Хабаровске, и далее по списку - перечень будет долгий. А ведь это - рабочие места, поддержка занятых в этой сфере людей, в том числе и пенсионеров. Я считаю, надо, наоборот создавать стимул для развития этого бизнеса. Почему бы, например, не разрешить продажу прессы о здоровье в аптеках и поликлиниках? А в точках продажи прессы в супермаркетах - расширить ассортимент изданий. Сейчас на этих прилавках представлены от силы сотня наименований, а ведь в России ныне официально зарегистрировано почти 70 тысяч наименований печатной периодики!
Ситуация с распространением прессы сказывается и на тиражах СМИ. Они падают. И дело здесь не столько в Интернете, сколько в том, что пресса малодоступна для населения. К слову, попробуйте купить свежую газету где-нибудь в селе или даже в небольшом городе. Уверяю вас, если это и получится, то не без труда. А ведь ее теоретически можно продавать в любом сельмаге, не быстрее же она портится, чем вареная колбаса. При этом из-за особенностей налогообложения доставка газет по подписке обходится дороже, чем их продажа в рознице. В первом случае налог на добавленную стоимость составляет 18 процентов, во втором - 10 процентов. Есть проблема со списанием тиражей. В большинстве стран это делается за счет расходов компании на себестоимость продукции, а у нас - за счет прибыли. Изменений в законодательство на этот счет Роспечать и медиасообщество не могут добиться уже лет десять, хотя где только за прошедшее время эта тема не инициировалась. Однако, воз и ныне там.
Бытует мнение, что печатную прессу вытесняет интернет, который мой компьютер упорно пишет с большой буквы - спрашивается, а почему бы тогда с такой же буквы не писать "паровоз", "автомобиль", "радио", "кино" или "телевидение". А если серьезно, то, во-первых, широкополосный доступ в Глобальную Сеть, по статистике, пока есть только у 10 процентов населения России. Не у всех есть компьютеры, не все ими владеют, особенно люди старшего поколения. Поэтому, согласно последнему опросу "Левада-Центра" 70 процентов информации наше население по-прежнему получает все-таки через печатную прессу. Интернет, конечно, важен. Но он полностью не заменит печать никогда и нигде. Да и выручка самих изданий от сайтов несоизмеримо ниже доходов от печатных изданий, даже если говорить обо всех "новых медиа". С этой проблемой еще не справился никто в мире, а, скорее всего, и не справится. Если же говорить о конкуренции с радио и телевидением, то здесь у печатной прессы тоже есть преимущество - серьезные аналитические статьи. Кроме того, не надо забывать о проблеме чтения, интерес к которому у молодежи стремительно падает год от года. А как без этого решать задачи инновационного развития страны и повышения качества образования? Ни телевидение, ни радио, ни даже Интернет в решении этой задачи серьезно не помогут. Так что остается одно - поддерживать прессу, книгу и печать вообще всеми доступными способами. Большинство из них, кстати, вовсе необременительны для бюджета, а требуют лишь здравого смысла и государственного подхода.
Источник: Российская газета