Регионы России из Москвы выглядят почти одинаково. А живут по-разному... По-разному плохо и по-разному хорошо.

Эти «реалистичные» новости далеки от реальности. Нельзя по ним иностранцам и инопланетянам жизнь регионов изучать.

Мы живем в эпоху, когда медиа не только вокруг — но и внутри нас. И это «внутри» заставляет нас смотреть медийным взглядом на «вокруг». То, что СМИ формируют повестку дня, знает каждый студент журфака. Подчеркнем: эта повестка дня не только тематическая, но и «пространственная». Любое актуальное событие происходит где-то, в совершенно определенном месте. Масс-медиа создают и тиражируют образы мест – опасных и прекрасных, экзотических и заурядных, «провинциальных дыр» и «райских уголков».

Это своего рода медийная карта реальности. На этой карте одни территории обосновались прочно и надолго, другие не появятся практически никогда. Да и «засветиться» в медиапространстве не всегда есть благо. Поскольку благие вести – кажется, последнее, что интересует журналистов. Наряду с «реальными делами» по улучшению ситуации в регионе актуальны такие вещи, как имиджмейкинг, маркетинг и брендинг территорий. С помощью локальных медиа они в какой-то мере осуществимы. В федеральных СМИ медийный образ регионов формируется, скорее, спонтанно. Повлиять на этот процесс сложно, но отслеживать его в любом случае нужно. Наше исследование посвящено особенностям представления российских регионов в новостях федеральных электронных СМИ.

Почему новости? Новостные сообщения наиболее оперативны и востребованы широкой аудиторией. К тому же новости считаются самым «реалистичным» медиаформатом, практически фиксацией действительности. Мы осознанно выбрали эту «наивную» позицию, позволяющую предположить, что новости — источник информации о жизни регионов. И что можно составить адекватное представление о незнакомом месте, посмотрев /прочитав множество сообщений с упоминанием о нем. Помните, как Лилу, героиня фильма «Пятый элемент», изучало краткий курс истории человечества? Что она узнало бы об Алтайском крае, Свердловской области или Республике Татарстан, если бы смотрела новости на Первом или НТВ? Исследователю полезно воображать себя «чужаком», исключенным из культурного контекста. Помогает от замыленного глаза».

Эмпирическая база нашего контент-анализа включала новостные сообщения телеканалов Первый НТВ, а также сайтов РИА Новости и Вести.ру. Период исследования — с января 2009 по март 2012 года. В общей сложности было проанализировано 4270 сообщений. Все они касались трех упомянутых выше регионов: Алтайского края, Свердловской области и Республики Татарстан.

Выбранные регионы в разной мере удалены от центра, каждый имеет свою экономическую, социальную и культурную специфику. Собственно, эту специфику и предполагалось обнаружить в новостях. Или не обнаружить... Полученные результаты имеют отношение не только к этим конкретным регионам. Они отражают общие тенденции формирования медиаобраза российских регионов в федеральных СМИ.

Мы исходили из того, что медийный образ региона событиен. Анализ новостных сюжетов телеканалов показал, что доминируют сообщения о преступлениях и чрезвычайных происшествиях (52% на Первом и 63% на НТВ). При этом особенно многострадальной на НТВ выглядит Республика Татарстан (76%сюжетов из региона) — благодаря крушению  «Булгарии» и садистам-полицейским. На Первом канале в категории «преступления и катастрофы» лидирует Свердловская область (60% сюжетов). «Фирменные» темы Екатеринбурга как делового центра, претендующего на проведение «ЭКСПО-2020», или Казани как спортивной столицы России (Всемирная летняя универсиада — 2013) практически не звучат. Алтайский край на этом фоне выглядит не столь опасным местом проживания. Зато (и потому) внимания к нему в разы меньше. Итак, что можно узнать об этих регионах посредством телевидения? Это места, где происходят жуткие убийство, страшные пожары и аварии, массовые отравления рожениц и детей, эпидемии и прочие ужасы. На Урале по улицам гуляют волки и медведи, в столице региона Екатеринбурге — зеленые собаки. Пожилые люди усыновляют там бобров.

В Барнауле любители тритонов просто «сбились с ног в поисках хвостатого друга». Алтайские омоновцы тоже дают ногам нагрузку — учатся танцевать латино. Словом, опасные и странные, практически неразличимые в своих бедах и сумасшествиях места...

Помимо тематики сообщения мы фиксировали генезис освещаемого события (локальное или инициированное извне). Локальные события, то есть происходящие благодаря действиям местных субъектов, ожидаемо везде преобладают. Наибольшая доля событий, инициированных извне, приходится на Алтайский край. На Первом канале это почти треть сюжетов из региона. Например, Алтайский край имел счастливую возможность быть упомянутым в сюжетах новостей в связи с прилётом в одном случае — Медведева и Путина, в другом — розовых пеликанов. Место приземления столь редких во всех смыслах птиц на мгновение обретает сакральный статус, привлекая внимание федеральных журналистов. СМИ следят за их передвижениями, а не за регионами. Само по себе место здесь незначимо. Места происшествий и визитов первых лиц страны вариативны. Собственная жизнь регионов, их проблемы и достижения, их уникальные характеристики в целом не интересны федеральным телеканалам.

Мы также отмечали степень управляемости освещаемых событий (планируемые или случайные) и их «знак» (негативные или позитивные). Поскольку в теленовостях доминируют темы криминала, чрезвычайных происшествий и природных аномалий, везде преобладают случайные события (от 55% до 76%). По этой же причине оказывается велика доля освещения негативных явлений.

Анализ новостных интернет-СМИ дал несколько иные результаты. Благодаря высокой «пропускной способности» медиаканалов здесь наблюдается большее тематическое разнообразие. При этом ЧП и преступления остаются событиями-фаворитами. Это относится, прежде всего, к РИА Новости (61% подобных сообщений). Вести.ру менее кровожадны (46%). Тем не менее, в этих СМИ лучше представлены жизненно важные для регионов темы, отражающие приоритетные правления их развития. В частности, на Bестях.ру имиджевая для Республики Татарстан тематика спорта потеснила сообщения о преступлениях — ей посвящена каждая четвертая новость из данного регионе. На сайте РИА Новости – каждая десятая. И что важно, сообщений со знаком «плюс» и «минус» на обоих сайтах практически фифти-фифти (несмотря на «Волжский Титаник» и «полицейский произвол»). Свердловская область предстает не только как средоточие ЧП и криминала, но и как развитый промышленный, деловой и культурный центр. При этом на РИА Новости регион представлен в основном отрицательными сообщениями (70%). Информация на Вести.ру более сбалансирована: 57% «негатива», 43% «позитива». Алтайский край в версии РИА Новости выглядит как «спокойный» регион, развивающий экономику, культуру и туризм; родина известных стране и миру персон (Германа Титова, Василия Шукшина и т д.). Вести.ру, напротив, акцентировали внимание на стихийных и бытовых бедствиях, криминале, несчастных случаях – более 60% сообщений из края о «плохом».

Когда регионы представлены исключительно как зоны бедствия – разве это журналистика?

Важный момент – частота обращения федеральных СМИ к тому или иному региону. Понятно, что во многом это зависит от случайных факторов: событий, имеющих резонансный потенциал. Есть и объективные причины – информационная политика канала, организационные и технические возможности. Так или иначе, уровень внимания к различным регионам неодинаков и изменчив. В нашем случае Свердловская область имеет наибольшее число упоминаний во всех четырех источниках информации. Алтайский край в сравнении с ней упоминается гораздо реже: на телеканалах Первый и НТВ в 3 раза, на портале Вести.ру в 5 раз, а на сайте РИА Новости — в 27 раз! Количество сообщений о событиях в Республике Татарстан на Вести.ру сопоставимо со Свердловской областью, в других трех источниках их меньше наполовину.

Однако памятуя, какого рода события привлекают федеральные каналы, высокий рейтинг упоминаний региона не следует воспринимать как благо. К тому же значительная часть сообщений образует «сериалы», завязанные вокруг одного драматического сюжета. Например, вокруг массового побоища в поселке Сагра Свердловской области. Или пожара в селе Николаевка Алтайского края. С другой стороны, «у меня есть проблемы — следовательно, я существую». А с третьей — по большому счету, все регионы в федеральных СМИ выглядят одинаково. Катастрофично-экзотично. Потому что это не новости о регионах. Это новости из регионов. Журналистом важны определенного типа события, где они произойдут – дело десятое.

Так стоит ли беспокоиться? Да, регионы выглядят почти одинаково. А живут по-разному... По-разному плохо и по-разному хорошо. И это все знают, и сами журналисты, и аудитория. То есть знают что? Что «реалистичные» новости далеки от реальности. Нельзя по ним иностранцам и инопланетянам жизнь регионов изучать. Подозреваем, что иностранцы и инопланетяне сами об этом в курсе. Наверняка у них те же проблемы...

Новости создают эфемерный событийный образ территорий. Конечно, медиа способны формировать довольно устойчивые стереотипы тех или иных мест. Но не стоит забывать, что образ территорий складывается под воздействием множества источников информации. Это реклама, фильмы, фотографии, тематические сайты и издания, социальные сети, блоги и т. д. Большие возможности для построения информационного пространства регионов, городов и сел дает Интернет. Именно с новыми медиа связаны перспективы развитии локального имиджмейкинга. Мы далеки от мысли, что образ региона в федеральных СМИ должен создаваться как позитивный имидж, с подачи региональных менеджеров. Это не будет журналистикой. Однако когда регионы представлены исключительно как зоны бедствия — разве это журналистика? Скорее, бесконечный фильм-катасрофа. Поэтому задача региональных менеджеров – создавать значимые информационные поводы. А задача журналистов — давать более сбалансированную и разнообразную информацию о жизни регионов. 

Евгения НИМ, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики Алтайского государственного университета, 
Вероника Соловьева, студентка 5-го курса факультета журналистики Алтайского государственного университета

Источник: «Журналистика и медиарынок», 7, 2012