В Госдуме находится законопроект изменений в ГК, прошедший первое чтение и несущий угрозу для доходов издательств. «Если законопроект будет принят в нынешнем виде, это будет означать быструю смерть немногих оставшихся профессиональных издательств учебной и научной литературы. Поскольку будет уничтожена экономическая основа их деятельности путем фактического узаконивания пиратства», – считает директор издательства «Юрайт» Сергей Дарий. По его словам, отрасль «и так находится в кризисном состоянии», и за последние пять лет многие издательства уже прекратили свою деятельность.
Проблема состоит в том, что по новой версии Гражданского кодекса библиотеки смогут обмениваться электронными копиями изданий, что освободит их от необходимости покупки изданий бумажных. То есть лишит издателей их доходов.
«На практике это означает следующее. Российская государственная библиотека получает обязательный экземпляр всех научных и учебных изданий (диссертации, учебника, пособия или статьи), или любая другая библиотека просто покупает один экземпляр. Согласно новой редакции ГК, такая библиотека правомерно делает с нее электронную копию и по межбиблиотечному обмену предоставляет ее любым другим библиотекам. Те, в свою очередь, дают бесплатный доступ к этому произведению в электронной форме всем желающим с интерактивных читальных залов в сети Интернет», – пишут издатели в своем открытом письме. При этом существующий запрет для граждан на такое же копирование книг сохраняется.
Смогут ли издатели убедить депутатов в своей правоте, пока не ясно. Ведь их позицию разделяют далеко не все. «Если кто и способен подорвать бизнес, то только сами издатели, упорно сопротивляющиеся реальности, в которой тиражи книг упали почти в два раза за последнее десятилетие. В новой реальности десятки миллионов людей читают книги в электронном виде, в которой старая, «тиражная» модель производства книг постепенно перестает работать», – говорит исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. «Поддерживать издательства – вовсе не задача библиотек. Их задача – сохранять и распространять знания. И делать это давно уже эффективнее в электронном виде. Предоставляют ли издательства библиотекам такую возможность? К сожалению, нет. Какая доля книг присутствует на рынке в электронном виде? Жалкие проценты. При более чем 100 тысячах книг, ежегодно издающихся в России, весь наличный ассортимент электронных книг всех лет издания – чуть более 50 тысяч», – напоминает Харитонов. По его словам, та часть книжного производства, которая занимается научной литературой, нуждается в перестройке, отвечающей реалиям цифровой эпохи. При этом неизбежен переход на технологию «печати по требованию» и на выпуск электронных изданий. И спасти от этой технологической революции библиотеки никого не смогут.
Но есть и те, кто возлагает надежду на государственный бюджет. «Запрет на использование электронных копий не только непродуктивен и незаконен. Кроме того, бумажные экземпляры учебной литературы начала прошлого века являются ветхими, и их оцифровка необходима для сохранения возможности доступа. Но авторы современных учебных и научных произведений должны получать компенсации предполагаемого права на неограниченное некоммерческое использование их произведений в электронной форме. Учитывая то, что поправки направлены на расширение прав общедоступных библиотек, источником компенсаций авторам потерь вознаграждения должен быть бюджет. Агентами же по распределению бюджетных средств могут стать издательства», – считает руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз» Дмитрий Ширяев.
«Попытка нарушить авторские права на учебную и научную литературу – это нарушение Конституции, гарантирующей неприкосновенность частной собственности. Разрушение института незыблемости авторских прав ударит не только по издательствам и авторам, но и по всей системе создания и распространения контента. Это может разрушить рынок. Платить за любой контент обязаны его потребители или государство. Исключением может быть только воля автора или издательства, решившего распространять учебные или научные произведения в качестве благотворительности», – считает глава Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
Источник: Независимая газета