В статью 2 "Свобода слова, получения и распространения информации" Закона РК "О средствах массовой информации" от 23 июля 1999 года № 451-I, будет внесен дополнительный пункт 2-1 - "Средства массовой информации обязаны содействовать государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму".
Кроме этого, через СМИ уполномоченный орган в сфере культуры и информации должен будет обеспечивать пропаганду социально-значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога, а также осуществлять противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства РК.
Информационно-пропагандистское противодействие терроризму осуществляется в целях:
- разъяснения опасности терроризма;
- разоблачения форм, методов и приемов, с помощью которых террористы осуществляют пропаганду своих взглядов и идей;
- формирования в обществе антитеррористического сознания;
- объединения усилий государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, и институтов гражданского общества в профилактике терроризма;
- сокращения социальной базы поддержки терроризма.
Государственные органы, осуществляющие противодействие терроризму, обязаны организовывать и координировать в рамках своей компетенции информационно-пропагандистское противодействие терроризму; стимулировать участие в этой деятельности представителей СМИ, юридических лиц, институтов гражданского общества, религиозных объединений; участвовать в формировании антитеррористического сознания в обществе.
Это дополнение в законодательство нужно для закрепления порядка информационно-пропагандистского противодействия терроризму, а также приведения в соответствие с Модельным законом "О противодействии терроризму", принятым Межпарламентской ассамблеей СНГ 3 декабря 2009 года, говорится в проекте закона.
Кроме этого, в Кодекс об административных правонарушениях РК вносится дополнение о штрафе за изготовление, хранение, ввоз, перевозку, распространение на территории РК продукции СМИ, а равно иной продукции, содержащей сведения и материалы, направленные на пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности РК, подрыва безопасности государства, войны, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, пропаганду и оправдание экстремизма или терроризма, а также раскрывающие технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения.
Если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, то на физических лиц накладывается штраф в размере до 20 МРП, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере до 25 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от 50 до 100 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от 100 до 200 месячных расчетных показателей с конфискацией продукции СМИ.
"Разработка законопроекта, основанная на анализе международного опыта и национальной правоприменительной практики, обусловлена реализацией пункта 2 Протокола межведомственной комиссии Совета Безопасности Республики Казахстан по вопросам Стратегии национальной безопасности от 23 ноября 2011 года № 2 с целью совершенствования нормативной правовой базы в антитеррористической сфере.
Стратегическая цель государственной политики в сфере противодействия терроризму – создание эффективной государственной системы профилактики терроризма, пресечения террористических проявлений, минимизации и ликвидация их последствий на основе:
- создания единой государственной системы управления в кризисных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению актов терроризма в любой форме и соответствующим складывающейся оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма;
- координации деятельности государственных органов по предотвращению и пресечению актов терроризма, минимизации и ликвидация их последствий», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Для повышения эффективности противодействия терроризму требуется законодательный пересмотр ряда важных понятий и категорий, используемых в сфере противодействия терроризму, что позволит избежать двоякого толкования, а также противоречий в подходе к сфере противодействия терроризму.
Прежде всего, это касается базового понятия «терроризм». Согласно национальному законодательству понятия «терроризм» и «акт терроризма» являются, практически тождественными, аналогичными понятиями, а именно – определенным образом мотивированные противоправные уголовно наказуемые деяния или угроза их совершения. Однако терроризм воспринимается сегодня уже не только как конкретное криминальное деяние, а прежде всего как социальное явление.
В этой связи, предлагается унифицировать понятие «терроризм» как многостороннее социальное явление, направленное на достижение отдельными лицами или группами лиц политических и иных целей, которые они преследуют и стремятся достичь насильственными, преступными способами. Унификация понятия «терроризм» также продиктовано выполнением взятых на себя обязательств по имплементации международных договоров в антитеррористической сфере, которые ратифицированы Республикой Казахстан.
Унификация определения «терроризм» должно быть рассмотрено с учетом современных реалий, особенностей национального законодательства и правоприменительной практики, которое потребует внесения соответствующих изменений и в Уголовный кодекс Республики Казахстан.
Одновременно необходимо пересмотреть понятие «противодействие терроризму» и определить его структуру. Такая деятельность состоит из трех основных направлений: профилактики терроризма, борьбы с ним, минимизации и ликвидации его последствий. Профилактика предполагает устранение во всех областях жизнедеятельности общества и государства условий, порождающих терроризм и позволяющих совершать акты терроризма. Борьба с терроризмом включает в себя силовые мероприятия, связанные с недопущением и пресечением актов терроризма.
Деятельность по минимизации и ликвидации последствий актов терроризма ориентирована на решение следующих основных задач:
- недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов);
- своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении акта терроризма, а также лицам, пострадавшим от акта терроризма, их последующая социальная и психологическая реабилитация;
- минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия актов терроризма на общество;
- восстановление поврежденных и разрушенных объектов;
- возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).
«Кроме того, необходимо пересмотреть и ряд других понятий, которые не в полной мере отвечают современной террористической угрозе, что, в конечном счете, сказывается на эффективности противодействия.
Реализация государственной стратегии противодействия терроризму должна быть направлена на совершенствование государственных систем противодействия путем создания координационных структур для повышения эффективности форм взаимодействия и обмена данными. Однако отсутствие четкого распределения полномочий государственных органов в действующем законодательстве страны оказывает негативное влияние на эффективность противодействия терроризму.
В то же время, функции по осуществлению координации деятельности заинтересованных государственных органов в сфере противодействия терроризму, а также контроля реализации государственными органами Республики Казахстан комплекса мер по усилению систем безопасности и готовности к нейтрализации террористических угроз, осуществляет созданный распоряжением Главы государства от 29 декабря 2003 года № 435 Антитеррористический центр Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Порядок организации Антитеррористического центра КНБ определен совместным приказом девяти государственных органов, входящих в его состав.
При этом следует отметить, что Антитеррористический центр КНБ не является государственным органом, и его правовой статус до настоящего времени законодательно не определен и как следствие справедливо возникают вопросы по юридической силе решений, принимаемых Антитеррористическим центром КНБ в сфере противодействия терроризму», - говорят разработчики.
Законопроект призван законодательно определить статус Антитеррористического центра как консультативно-совещательного органа при КНБ (по аналогии с Координационным советом по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью при Генеральной прокуратуре), координирующего деятельность государственных органов в сфере противодействия терроризму и утверждение положения о нем и его должностном составе (первые руководители заинтересованных министерств и ведомств) Указом Президента РК.
Это позволит добиться четкого законодательного закрепления прав и обязанностей, разграничения компетенции и порядка координации, централизованного управления всеми государственными органами, участвующими в противодействии терроризму, а также предусмотреть утверждение положения о нем Президентом Республики Казахстан.
Кроме того, с целью координации деятельности территориальных подразделений государственных органов и местных исполнительных органов по профилактике терроризма предусмотрено создание антитеррористических комиссий, состав которых формируется представителями территориальных подразделений государственных органов и местных исполнительных органов, с возложением руководства этими антитеррористическими комиссиями на руководителей местных исполнительных органов. Это связано с тем, что они располагают большими возможностями (силами, средствами, материальными ресурсами), чем территориальные органы уполномоченного государственного органа именно в координации профилактики терроризма, минимизации и ликвидации его последствий.
В этой связи необходимо предусмотреть компетенцию местных исполнительных органов по координации деятельности по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации его последствий.
Для повышения эффективности противодействия терроризму требуется четкое разграничение полномочий государственных органов на государственные органы непосредственно осуществляющие противодействие терроризму и государственные органы привлекаемые к предупреждению и профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма в пределах своих компетенций.
Непосредственную борьбу с терроризмом предполагается организовать через действующие оперативные штабы под руководством начальников территориальных органов национальной безопасности.
Предлагаемые изменения в законодательство РК согласованы с Администрацией Президента, Секретариатом Совета Безопасности Республики Казахстан и одобрены Президентом Республики Казахстан.
«Важным направлением деятельности государства, институтов гражданского общества в противодействии терроризму является развертывание соответствующей работы по просвещению граждан по вопросам опасности, масштабов терроризма и его идеологии. Необходимо дальнейшее совершенствование системы информирования населения о террористической обстановке в стране.
Полномочия иных государственных органов в Законе определены в общем виде и недостаточно конкретизированы. Это приводит к непониманию ими своей роли в общегосударственной системе противодействия терроризму, пассивному участию в реализации соответствующих мер.
В этой связи, представляется целесообразным внести поправки в Закон, конкретизировав полномочия иных государственных органов, четко определив их компетенцию в сфере противодействия терроризму.
Реализация данного предложения позволит усовершенствовать общегосударственную систему, в рамках которой объединяются усилия всех государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, упорядочить их функции и взаимоотношения, обеспечить целенаправленное использование их возможностей в изменяющихся условиях противодействия потенциальным и реальным угрозам в различных сферах жизнедеятельности.
Осуществляя деятельность по противодействию терроризму органы национальной безопасности должны формировать условия, препятствующие несанкционированным действиям в отношении опасных объектов и материалов, неконтролируемому использованию и распространению опасных материалов и технологий, контролировать выполнение требований в этой области, принимать меры к устранению нарушений.
В этом направлении на стратегическом уровне защиты уполномоченным государственным органом ведомственным нормативным правовым актом были определены наиболее уязвимые сферы системы жизнеобеспечения, промышленной, коммуникационной и транспортной инфраструктуры с целью создать на этих объектах режим безопасности, препятствующий и существенно ограничивающий возможности для совершения актов терроризма.
Однако, на пути дальнейшего совершенствования работы по обеспечению системы защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении государственные органы, осуществляющие противодействие терроризму обязаны не только контролировать выполнение требований по формированию условий, препятствующих совершению на этих объектах актов терроризма, но и принимать меры к устранению выявленных нарушений. Для этого необходимо, чтобы руководители этих объектов, разрабатывая планы по ликвидации угроз, в обязательном порядке согласовывали их с уполномоченным государственным органом в сфере противодействия терроризму.
Для устранения пробелов в законодательстве, и связанного с этим отсутствия правового механизма привлечения к ответственности руководителей и должностных лиц за нарушения требований по защите объектов уязвимых в террористическом отношении, выработано единое понятие (п.п. 14 ст. 1 Закона РК «О противодействии терроризму») объектов, уязвимых в террористическом отношении.
В связи с этим меняется редакция ст. 135-1 Кодекса РК об административных правонарушениях для установления ответственности должностных лиц, или руководителей организаций в случае совершения ими правонарушений в указанной сфере всех, без исключения объектов уязвимых в террористическом отношении.
Кроме того, в закон РК «О противодействии терроризму» вводятся новые нормы, закрепляющие порядок применения Вооруженными Силами Республики Казахстан оружия, боевой техники и специальных средств в борьбе с терроризмом; порядок погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими акта терроризма и т.д.
В соответствии с изменениями и дополнениями в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму подготовлены проекты сопутствующих подзаконных нормативных правовых актов», - говорится в пояснительной записке законопроекта.
Источник: КУРСИВ.kz