Закон вступает в силу 1 сентября и ограничивает распространение информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, содержащей нецензурную брань, оправдывающей насилие или жестокость, употребление наркотиков, алкоголя, курение, а также отрицающей семейные ценности. Следит, как соблюдается это законодательство, Роскомнадзор.
СМИ обязаны обозначать, для детей какого возраста предназначен их контент (см. врез). И многие из них вынуждены будут поставить максимальное ограничение — 18+. «Интерфакс» вынужден выставить ограничение «только для взрослых», говорит руководитель службы интернет-проектов «Интерфакса» Юрий Погорелый: «Иначе мы не сможем сообщать новости о сексуальных маньяках, изнасилованиях, ставить фотографии с мест катастроф. Мы не можем новости о насилии сопровождать осуждением жестокости: как информационное агентство, мы не даем оценок, а сообщаем объективную информацию».
СМИ, которое нарушило правила распространения информационной продукции для детей, по ст. 16.7 Кодекса об административно-правовых нарушениях может быть наказано штрафом от 20 000 до 50 000 руб. с конфискацией «предмета административного правонарушения» и (или) его деятельность будет приостановлена на срок до 90 суток.
Представитель Роскомнадзора Владимир Пиков не смог ответить на вопрос, будет ли его служба сначала выносить СМИ предписание и только при повторном нарушении штрафовать и (или) приостанавливать работу редакции.
Ограничение «только для взрослых» потенциально грозит «Интерфаксу» потерей до трети, а может, даже половины посетителей сайта, указывает Погорелый: «Если провайдеры сочтут, что мы вредны для детей, они могут запретить доступ к нам в публичных местах, в школах, может быть, даже в домашних сетях».
В выходных данных сайта «РИА Новости» также появится сообщение, что отдельные статьи могут содержать информацию, предназначенную только для читателей старше 18 лет, рассказал заместитель главного редактора агентства Валерий Левченко. По данным TNS, среди посетителей сайта «РИА Новости» около 5% детей в возрасте 12-17 лет, указывает Левченко.
Многие новостные сайты будут вынуждены ставить маркировку 18+, соглашается аналитик РАЭК Ирина Левова, и такие сайты в соответствии с законом будут заблокированы в местах, к которым есть доступ у детей.
Тут есть пара исключений.
На общественно-политические печатные СМИ закон не распространяется. Вчера сотрудники Роскомнадзора на совещании с представителями медиакомпаний даже пообещали, что будут смотреть не на регистрацию («Коммерсантъ», например, общественно-политическая газета, а «Ведомости» — деловая), а на тематику, рассказали два участника совещания. Но кардинально это ничего не меняет: оба газетных сайта все равно подпадают под закон. На интернет-СМИ общественно-политической тематики исключение не распространяется, подтвердил Пиков.
Руководитель юридической службы «Коммерсанта» Георгий Иванов сообщил, что сайт этого издательского дома (имеет лицензию СМИ) будет обозначен с 1 сентября как содержащий контент только для детей старше 16 лет.
Другое исключение неожиданно сделал вчера в интервью «Ведомостям» представитель Роскомнадзора Пиков: он сказал, что информационные агентства маркировать свои новости не обязаны — только статьи и видеосюжеты. Исключение для новостных лент мало меняет ситуацию, говорит Погорелый: «Нет смысла маркировать отдельные части сайта по-разному, мы не готовы рисковать и быть обвиненными в нарушении закона».
Получается, что новый закон, во-первых, дискриминирует все российские электронные СМИ по отношению к западным, которые не будут маркировать свои сайты по российским законам, рассуждает Левова. А во-вторых, идет дискриминация по отношению ко всем другим интернет-ресурсам (не СМИ), которые закон не обязывает маркировать такими значками. К примеру, регистрации СМИ нет у «Яндекса» и Google, которые агрегируют новости в специальных разделах.
Ограничений для законопослушных интернет-изданий в России становится все больше, считает главный редактор Gazeta.ru Михаил Котов, непроработанными нормами издания выталкивают из российской юрисдикции.
Ксения Болецкая, Анастасия Голицына
Источник: Ведомости