В 2011 году этот рынок стал показывать крайне высокие темпы роста, что было обусловлено как активными рекламными компаниями игроков, стремящихся заявить о своем существовании российским интернет-пользователям, так и интересом самих интернет-пользователей, желающих попробовать новый продукт. Появление первых отзывов по поводу «нового сервиса» в интернете, а также маркетинговые ходы, предпринимаемые самими игроками рынка для привлечения все большего числа посетителей своих сайтов-купонов, сыграли на руку рынку в целом. И результат не заставил себя ждать… Если в марте 2011 года 55,8% интернет-пользователей были знакомы с сервисами коллективных покупок, то в июле 2011 года их доля составила уже 79,4%. Все это существенно ускорило развитие рынка сервисов коллективных покупок. По оценкам РБК. research в 2011 году объем рынка составил около 42,3 млрд. руб.
Однако стоит ли ожидать столь же стремительных темпов роста в будущем? На сегодняшний день среди игроков существует неоднозначное представление о том, как будет развиваться рынок. Некоторые верят в то, что купонный рынок продолжит свое стремительное развитие. Другие же уверены в том, что рынок достиг своего насыщения, доказывая эту точку зрения примерами многих интернет-компаний, прекративших свою деятельность в купонном бизнесе.
По данным агентства РБК.Research на рынке сервисов коллективных покупок действительно в последние полгода проявились первые признаки насыщения. Если в первом полугодии 2011 года основными драйверами роста рынка было увеличение числа осведомленных интернет-пользователей, то уже в 2012 году данный фактор исчерпал свой ресурс.
На рынке сервисов коллективных покупок явно выделились крупнейшие игроки, догнать которых будет крайне проблематично для сравнительно «молодых» группон-проектов. Социологические опросы, проведенные агентством РБК.Rsearch в марте и в июле 2011 года, а также в апреле 2012 года позволяют говорить о постепенной концентрации рынка.
Это выражается в увеличении отрыва пятерки крупнейших игроков рынка, к числу которых следует отнести Groupon, Biglion, КупиКупон, Vigoda и BigBuzzy, от остальных сайтов-купонов.
Рисунок
Доли покупателей TOP 10 купонных сайтов и сайтов-агрегаторов , % от опрошенных россиян, совершавших покупки купонов за последние полгода (октябрь 2011 года – апрель 2012 года)
Источник: РБК.Research, дата актуализации–апрель 2012 года
Инга Микаелян, РБК.Research
Источник: PlanetaSMI.RU