Правда, пока кроме чувства простого удовлетворения от того, что нас все-таки признали равными, факт вступления не принес других эмоций. Мы пока не успели испытать на собственном бизнесе, хорошо это или не очень – быть равноправным членом ВТО.
Высказываются разные мнения о том, как новый статус России отразится на общем состоянии дел. Существуют подчас полярные точки зрения, что теперь следует сделать участникам рынка – сгруппироваться или расслабиться. Рынки СМИ и коммуникаций – не исключение. Здесь также есть и оптимисты, и пессимисты.
К числу оптимистов можно отнести российский коммуникационный рынок. Еще весной этого года, собравшись на международную конференцию в московской гостинице «Интерконтиненталь», два десятка представителей коммуникационных агентств единодушно заявили о блестящих перспективах, которые они ожидают получить в случае вступления России во Всемирную организацию.
По их оценкам, объем российского рынка коммуникаций должен увеличиться как минимум вдвое. Рост произойдет, считают они, в течение следующих пяти лет после вступления в силу протокола о присоединении к ВТО. Причиной роста должно стать облегчение доступа на российский рынок иностранных компаний из сферы телекома, финансов и услуг. Как следствие, спрос со стороны иностранных заказчиков на маркетинговые услуги агентств, работающих в России, возрастет.
Была и нотка тревоги в выступлениях представителей рынка коммуникационных услуг. Никто не взялся дать точный прогноз того, как отразится на рынке вероятный заход в «открывшуюся» Россию иностранных агентств-конкурентов. Исторически более высокие стандарты качества услуг западных участников рынка дают повод задуматься, пойдет ли это на пользу отечественным игрокам.
С другой стороны, пессимизм в отношении нового международного статуса России высказывают участники рынка, чей бизнес более приземлен и материален. Скажем, издатели печатных СМИ, тесно связанные с производителями бумаги и типографиями.
Как пример. Сегодня в России потребляется около 400 000 т мелованной бумаги в год, значительная часть которой – импортная. Отечественные производители – два крупнейших холдинга: «Инвестлеспром», владеющий ЦБК «Кама», где только что запущено производство мощностью 80 000 т в год, а также «Илим», который в будущем году начинает производство мелованной бумаги в Коряжме и рассчитывает выпускать от 7 000 до 250 000 т в год. Их бумага не хуже импортной, так как предприятия оборудованы новейшим оборудованием. Но даже вместе российские производители способны удовлетворить не более 25% спроса.
При этом «Инвестлеспром» и «Илим» жизненно заинтересованы в том, чтобы вся их продукция раскупалась по адекватным ценам. Ведь именно в первые пять лет должны окупиться затраты на запускаемые сейчас современные мощности.
До вступления России в ВТО им всегда доставался необходимый для окупаемости «кусок пирога», так как иностранцы продавали бумагу только в пределах установленных квот. Теперь же, в условиях «открытого» рынка, конкуренция становятся жестче, и никто не может пообещать российским холдингам гарантированный сбыт. Ведь западные производители могут предложить все 400 000 т бумаги более высокого качества и по лучшей цене.
Поэтому российские производители лоббируют повышение пошлины на ввоз импортной бумаги с 5% до 15% в течение ближайших пяти лет. С ними согласна комиссия РСПП по лесной отрасли, которая направила летом в Минэкономразвития соответствующие предложения. Введение высокой пошлины допустимо как мера по адаптации экономики к членству в ВТО.
Учитывая калибр игроков, пошлины действительно могут изменить. И та часть спроса на бумагу, которую не способны удовлетворить российские производители, будет вынужденно приобретаться у западных компаний, но уже по более высокой цене. Это повысит стоимость услуг типографий и снизит рентабельность печатных СМИ.
Таких прогнозов, хороших и плохих, сегодня делается немало. И с полной уверенностью пока можно сказать только то, что мы вступили в очередную эпоху перемен.
Джемир Дегтяренко,
главный редактор журнала "Новости СМИ"