- Так сложилось, что торговый капитал обращается и приносит прибыль гораздо быстрее. Почему не идут в технологии, в производство – потому что риски высокие. В торговле они минимальные: ваши средства всегда в товаре, а на продовольствие и предметы первой необходимости человек деньги найдет всегда. Все видят, как имея 2-3 киоска, с сахалинской наценкой 200-300% к товару, который вы взяли на оптовой базе, люди строят коттеджи за границей, возят семью отдыхать и посылают детей учиться за рубеж. Поэтому, если взять процесс расстановки нестационарных торговых объектов, или превращения их в стационарные, в свои руки, он, видимо, принесет очень конкретные дивиденды конкретным людям. Этим вполне может объясняться процесс передачи из ДАГУН функций по расстановке объектов, согласованию проектных решений.
Понятно, что для получения максимальной прибыли магазины должны стоять на путях большой проходимости. Есть СанПИН, который жестко запрещает ставить магазины в жилых кварталах и дворах. Но в департаменте потребительского рынка на него никто, видимо, не смотрит. Есть коридоры прохождения инженерных коммуникаций, есть правила дорожной безопасности, надо убирать снег. Масса проблем, и когда это сходилось в одном ведомстве, где набили руку, знают требования, это был один подход. Сейчас эти функции отдают в департамент потребительского рынка. Более того, говорят: "не надо сдавать землю под нестационарными объектами в аренду". Как будто они просто висят в воздухе. "Мы сделаем комиссионный договор, а деньги коммерсант пусть несет". Но вопрос даже не в этом – сегодня федеральный закон требует размещать нестационарные объекты в соответствии с утвержденной схемой. Те объекты, что стоят с нарушениями, в нее попасть не могли – которые стоят на коммуникациях, мешают расчистке, стоят на землях общего пользования (газонах, клумбах и тротуарах).
Посмотрите на окрестности торгового центра "Аист". Построили "Зодчий", рядышком – "Ковбой" к нему уродливо пришлепали ларьки местных производителей, уничтожив газон. Примечательно, что эти "производители" всегда одни и те же - что на улице Емельянова, что на проспекте Победы, что в 12 мк. Другим производителям подняться не дают. При этом посмотрите ассортимент – у них 10 наименований товара, произведенного самостоятельно и 300, закупленного на оптовой базе. Просто это бренд, под маркой которого можно вольготно себя чувствовать и лепить свои ларьки в самых удобных для себя местах.
Аналогичная система выстроена и с киосками "Союзпечать" и "Пресса".
Эти вообще вне конкуренции, но прессы там практически нет, зато есть сканворды, а вот народный напиток "Трояр", сигареты, электротовары, сувениры и музыкальные инструменты в них можно приобрести свободно.
Можно предположить, что эти "местные товаропроизводители" близки к кому-то из руководства города – либо к руководителям горсобрания, либо к начальнику департамента потребительского рынка, либо к руководителям мэрии. И не важно, что эти "производители" "производят" из собак пирожки. Они ведь наши ребята, местные.
Опять же, создается иллюзия возможного снижения цен. Но откуда они будут снижаться, если везде один "Тепличный", "Сахалинский бекон" или "Кондитерская лавка"? Кто с кем конкурирует – "Тепличный" с "Тепличным"? Это просто смешно. На самом деле расширение сети этих производителей в случае Южно-Сахалинска, судя по всему, только усиливает монополию некоторых, совершенно конкретных предприятий.
Все, что происходило в городе при составлении схемы нестационарных объектов, весь шум, все иски – все, наверное, было для того, чтобы передернуть колоду и играть краплеными картами. Чтобы забрать функции контроля у ДАГУН. В ноябре прошлого года департамент Александра Бандюкова должен был представить на утверждение схему размещения нестационарных объектов. Ему передали материалы инвентаризации объектов, он получил все полномочия, а дальше что? Кто его журит, кто делает оргвыводы? На схему объявлен конкурс, над ней кто-то работает? Я лично, как и специалисты ДАГИЗ, занимающиеся этими проблемами, ничего не слышал об её обсуждении и утверждении. А сколько можно над ней работать? Это что, генеральный план города, который надо готовить 20 лет? За него всю работу уже сделали в ДАГУН – где убирать магазины, где ставить, где люди уйдут добровольно, если им предложат новое место. А там, где объект стоит с нарушениями, там суд против них можно выиграть с одного взмаха.
В том же Хабаровске вы много видите киосков непонятной архитектуры, огромных размеров, установленных на газонах и перекрестках? Мы - область особенная. Я недавно вернулся из Японии, за две недели прошел все Саппоро вдоль и поперек. И нигде не видел никаких киосков! Да, есть некрупная торговля, но она стоит аккуратно, в линию застройки, все цивилизованно и чисто. Они конкурируют с большими заведениями, потому что у них меньше издержки, но выпятиться, встать отдельно на перекрестке там у кого-то даже попыток нет!
И ситуация с нестационарными объектами для нас будет печальной. Федеральные законы за Татарским проливом не писаны, как, например, регламенты на оказание государственных и муниципальных услуг. Если вы откроете сайт администрации Владивостока, то увидите, что если закон вышел в 2010 году, то через 2 месяца все регламенты были утверждены. У нас прошло два года – регламенты разрабатываются! Это уровень работы региональной и муниципальной власти.
Поэтому главная забота нынешней власти, скорее всего – не об удобстве населения и красоте города, а перенаправить финансовые потоки. "Ребята, вы согласовывали, брали за это деньги, а теперь наша очередь!".
Вот начали ковырять в сквере "Пограничников". Не удивлюсь, если и там будет очередной киоск приближенных к власти, - говорит Владимир Лабай.
Источник: РИА SakhalinMedia