Платный контент: реальность и перспектива

Мало кто сможет сейчас точно сказать, увеличивается или уменьшается в России рынок платного контента. Помимо «Ведомостей», закрывших пользователям бесплатный доступ к своему сайту, из информационных порталов немногие решаются на подобный шаг. Флагманом новой волны по закрытию контента стали видеопорталы.

Поскольку западные мейджоры неохотно отдают свой контент в открытый доступ, интернет-ресурсы вынуждены «запирать его». И почти ничего при этом не зарабатывать. О том, будет ли плата за контент нормой для российского интернета, станет ли она существенным источником их дохода, НСМИ рассказали руководители печатных, электронных, интернет-СМИ и информагентств.

Сергей Лаврухин, генеральный директор РБК:

«Я в модель платного контента не верю. Преимущества сегодня дают скорость подачи материала, актуальность и профессионализм. Платность – скорее, недостаток. Поэтому закрытая лента нашего информагентства предоставляет контент только для корпораций, а не для широкого потребителя.

 Рынок продажи платных новостей для В2В сжимается. В рамках текущей модели медийного рынка при его технологических и законодательных возможностях сложно удерживать в закрытом режиме информацию, за которую ты рассчитываешь получить деньги. Через интернет, соцсети и по другим каналам она все равно попадает в открытый доступ, причем достаточно быстро. Речь не идет только о пиратстве. Ресурсов, которые перепечатывают информацию, все больше. Защита прав и технологический контроль, которые предотвращают утечку контента, стоят больше, чем доход от его продажи.

То есть, закрытие информации стоит дороже, чем ее производство.

Я считаю, что медиа в целом сегодня нужно ориентироваться на построение рекламной модели монетизации контента, и искать новые форматы и продукты для рекламодателя.

Наиболее актуально это для тематического ТВ. Поскольку рекламный рынок этого сегмента пока крайне мал, наиболее сильно в закрытии контента ради монетизации заинтересованы неэфирные каналы. Усугубляет ситуацию то, что за последние пять лет изменилось их взаимодействие с кабельными операторами. Такие крупные игроки как «Стрим» или «Акадо» начали свою экспансию в регионы. Они скупают местных операторов и создают свою федеральную кабельную сеть. В результате теперь не кабельный оператор платит телеканалам, а наоборот. Неэфирные каналы теряют один из основных источников дохода. Все это дает дополнительное преимущество зарубежным каналам, которые не тратят много средств на содержание собственного производства в России». 

Владимир Сунгоркин, главный редактор, генеральный директор ИД «Комсомольская правда»: 

«Мы очень хотим сделать наш сайт платным, но в одиночку это для нас опасно. Чтобы пользователи не ушли на бесплатные ресурсы, нам нужно, чтобы 10-15 ведущих СМИ договорились и закрыли свой контент. 

Мы провели переговоры с коллегами о заключении корпоративного соглашения и переходе на платный контент. Нечто подобное уже произошло в Словакии и США.

Мы также предлагали создать корпорацию наподобие Национальной тиражной службы. Но договориться об этом с широкой коалицией СМИ пока не удалось. Сейчас мы готовим пробное закрытие своего контента на портале kp.ru. Разрабатываем систему, при которой пользователь сможет бесплатно посмотреть 10-15 материалов. Остальные будут доступны ему только после внесения абонентской платы. Внедрение системы не ставит своей целью защиту наших печатных изданий. Мы просто ищем новые способы заработка. И пока не знаем, на какие цифры выйдем. Стоимость подписки будет определена перед стартом проекта, то есть через 2-3 месяца.

Феномен kp.ru в том, что его посещает миллион человек в день. Если хотя бы 10% из них подпишется и каждый из них заплатит, скажем, $10, это уже даст $1 млн. в месяц или 510-512 млн. в год. То есть, примерно столько же, сколько нам приносит продажа рекламы в интернете.

Сейчас миллионная аудитория нужна только потому, что мы продаем ее рекламодателям. Если останутся 100-200 тысяч, но платных посетителей в день, это очевидно выгоднее, чем содержать бесплатный сайт. Сайт без рекламы будет быстрее открываться, это облегчит его чтение. Уменьшится трафик. Если мы поймем, что делать платный сайт без рекламы выгоднее, мы выберем именно эту модель.

Работает новая система или нет, покажет практика. Думаю, что точно определить, какой сайт приносит больше прибыли - платный или бесплатный, мы сможем уже к началу следующего года». 

Юрий Федутинов, генеральный директор радиостанции «Эхо Москвы»:

«В области радиовещания платный контент – бесполезная история. Для внедрения платы надо обладать действительно эксклюзивными материалами. Но это возможно в той или иной форме. Кабельное ТВ, например, - это тот же самый платный контент. Чем привлекательней пакет оператора, сформированный из нескольких десятков каналов, тем больше шансов у контент-провайдера получить от него из общей суммы свою маленькую дольку. Для неэфирных телеканалов, в том числе для того, с которым мы сотрудничаем, абонентская плата - чуть ли не единственный источник доходов. Она же обеспечивает им прибыльность.

В радиовещании информационные радиостанции в большей степени являются контент-провайдерами. А вот музыкальные - это агрегаторы контента. Они получают его со стороны и зависят от него полностью. Мы же только на 10-15%.

Та или иная форма монетизации контента, помимо рекламного, для радиостанций тоже должна возникнуть. Рекламный пирог размазывается по огромному числу контент-провайдеров, и в какой-то момент его просто будет не хватать. Когда говорят о том, что сокращается их количество, это не неверно. Число контент-провайдеров увеличивается экспоненциально, и рекламы на всех не хватает».

Александр Горшков, заместитель директора АЖУР, главный редактор «Фонтанка.ру»:

«Идею взимания с пользователей платы за контент считаю труднореализуемой. По крайней мере - в нашей стране. Тяжело заставить российских пользователей платить за что-либо в интернете, так сложилось исторически. Маловероятно, что в ближайшее время кому-то удастся зарабатывать на нем серьезные деньги. Основным источником доходов медиа по-прежнему будет реклама. Чем быстрее мы собираем и распространяем эксклюзивную информацию, тем больше наша аудитория и, соответственно, продажи рекламы. Нам остается с интересом наблюдать, что получится у Руперта Мердока.

Однако внедрение платы за дополнительные услуги или контент может оказаться интересным предприятием, если попытаться сделать это в определенных сегментах. Например, у нас есть архив за 12 лет. Для многих он представляет определенный интерес. И мы думаем о возможности его монетизации. По вряд ли это станет серьезной основой нашего финансового благополучия в обозримом будущем». 

Кирилл Сторчак, генеральный директор интернет-портала Sport. ru:

«Рекламная модель, конечно, работает, но в кризисные времена дает сбой первой. Несмотря на это, число желающих заработать на рекламе и умеющих это делать, увеличивается с каждым днем.

Применительно к СМИ, интернет не отличается от оффлайна: здесь для того, чтобы создавать контент, тоже нужно тратить деньги. Конечно, интернет значительно облегчил процесс создания информации, но, затраты на ее производство есть, они достаточно высоки, и их нужно окупать.

Поэтому для тех, кто привык выпускать качественный контент, рано или поздно путь один - его закрыть. Именно это сейчас происходит. Такие деловые СМИ как «Ведомости» и «Коммерсантъ» уже вводят платный доступ к своим порталам. Недалек день, когда это сделают издания и других тематик. Происходить это будет постепенно.

Я думаю, что этот переход можно осуществить быстрее, если решать задачу всем медиа-миром, на время забыв о конкуренции. От этого выиграют и создатели информации, и потребители. Последние - за счет улучшения качества контента. Пока же онлайн-СМИ будут стараться как сохранить аудиторию, так и монетизировать ее за счет подписных продуктов. В результате контент любого онлайн-СМИ поделится на платный и бесплатный. Постепенно доля платного контента будет увеличиваться.

Доступ к материалам Sport.ru мы пока что не закрываем, но активно к этому готовимся. Накапливаем опыт и идеи - свои и сторонние. При этом контент нашего информационного агентства «Ореанда-Новостн» всегда был закрыт на 60%. В основном это касалось экономической информации. Мы и сами покупаем контент тогда, когда нет возможности создать собственный. Как правило, фотографии.

Надо очень аккуратно подходить к увеличению расходов на производство контента. Информация - не нефть, сверхприбылей здесь нет». 

Алексей Куимов, генеральный директор радиохолдинга «Новая волна»:

«Часто радиостанции не могут самостоятельно сделать профессиональную передачу, а «местечковые» программы давно нельзя ставить в эфир даже региональных игроков. Поэтому многим легче приобрести готовый проект, заранее найдя для него спонсора.

На рынке много компаний, предлагающих недорогие программы региональным радиостанциям. И продукт достаточно качественный. Например, летом мы приобрели программу агентства «Апельсин», в рамках которой в эфир «Новой волны» 3-4 раза в день оперативно выходили репортажи с живыми голосами и свежие спортивные новости из Лондона. Мы купили только эту программу, потому что нашли для нее спонсора.

Цикл месячных программ спортивной тематики из двух ежедневных эпизодов обошелся в 30 тыс. рублей. $1000 - это средняя и вполне приемлемая цена спортивных передач. При этом есть возможность выбрать поставщика среди нескольких информационных агентств и продакшн-компаний, специализирующихся на производстве спортивной информации.

На рынке все еще недостаточно программ социальной тематики, информационных, просветительских и развлекательных. Диктовать производственным компаниям мы не можем, и ограничены выбором контента из демо-версий, что они нам присылают. Есть программы, которые практически невозможно монетизировать. Например, со сложным юмором. Мы такие не приобретаем.

Региональным игрокам иногда приходится «изобретать велосипед» и адаптировать интересные проекты друг друга.

Наиболее удачным приобретением «Новой волны» стало «Шоу шепелявых» продакшн-студии «Седьмое небо» из Казани. Программа вызывает стабильный интерес сл ушате и рекламодателей. Мы ее правообладатели уже более 10 лет. Тамбов поставляет вечернюю музыкальную программу о танцевальных новинках «Лайф индамикс» стоимостью 10 тыс. рублей. Другая покупная музыкальная программа - Мити Фомина - идет параллельно ее же эфиру на MTV. Мы приветствуем такие проекты, получая не только хороший мужской голос, которого недостает сегодня в радиоэфире, но и дополнительных ди-джеев в часы, когда наши сотрудники не работают.

С 1 сентября появятся в эфире программы «Интерня» и «Три звезды». Первая основана на интернет-новостях, вторая - о бомонде и светских сплетнях. Их эпизоды длятся по 10-13 минут. Каждая обошлась нам примерно в 20 тыс. рублей, и это несколько дороже, чем если бы то же время в эфире отработал ди-джей - у нас самый лучший из них получает порядка 17 тыс. рублей в месяц.

На рынке есть и другие предложения, но мы выбираем только то, что удачно вписывается в наш формат. Содержание, музыка, манера, стиль ведущего программы – все должно соответствовать тональности эфира радиостанции.

Профессиональных звукозаписывающих студий мало, они работают в основном с музыкальными произведениями. Не все радиостанции имеют специальное оборудование, чтобы самостоятельно создавать контент. Не хватает еще и кадров. Всемирная «фастфутизация» радио привела к тому, что ведущие разучились разговаривать со слушателем, тем более, делать собственные программы. Выросло поколение дикторов, считающих себя ди-джеями. Они похожи друг на друга как близнецы.

Авторское радио - затратный продукт. Но оно основано на личности создателя и потому всегда интереснее. В регионах данностью стало отсутствие ведущих, которым есть, что сказать аудитории. Уже практически нельзя найти человека, привлекательного именно в качестве автора. В результате побеждает интернет, где потребитель может найти все, что ему нужно.

Но, я считаю, авторское радио нужно возрождать. Нам отчасти это удается. Давний авторский проект «Новой волны» - «Бои гигантов» - одна из лучших программ. Два эксперта доказывают преимущества выбранных ими исполнителей, дискуссия увлекает аудиторию. Утреннее шоу собственного производства - «Радости жизни» - привязано к бренду нашей радиостанции, и вряд ли будет интересно слушателям других регионов. Наш аналог «Шоу шепелявых» - «На пол-шестого». Также сами делаем программу «Танцевальная зона» для эфира после 21 часа». 

  

Дмитрий Груздев, заместитель генерального директора РИА Новости:

«Нашим потребителям уже не интересны новости без иллюстраций. В медийных продажах наблюдается тенденция к объедению текста, фото, видео и инфографики. При этом публикация контента на собственных ресурсах в интернете не дает им права на некоммерческое использование материалов.

Поэтому в структуре нашей группы действует портал Visualrian.ru, предоставляющий контент на платной основе. Это мегавитрина визуальных продуктов РИА Новости, которая позволяет просматривать и приобретать через интернет фото, видео, инфографику, анимацию и оригинальные карикатуры агентства. Пул этого портала состоит из миллиона изображений, которые классифицированы по видам: новостные фотографии, тематические фотоподборки, официальные съемки первых лиц, авторские коллекции фотомастеров и уникальный исторический архив материалов, начиная с XIX века. Посетители Visualrian.ru могут найти здесь новостные видеосюжеты, познавательно-развлекательные видеоролики, авторские программы, ток-шоу, репортажи, интервью и видеокомментарии специалистов группы РИА Новости.

Но все же главным продуктом агентства остаются информационные ленты. Мы выпускаем более 50 новостных лент различной тематики. Все они распространяются по подписке, и только потом наиболее интересные новости публикуются на сайте. Принципиально то, что мы продаем не новости поштучно, а только лицензии на их использование. Как правило, от лицензии зависит стоимость. Основными подписчиками информационных лент РИА Новости являются российские и зарубежные СМИ. Цена подписки на ленты регламентируется прайс-листами.

Несмотря на то, что количество доступного контента в Сети увеличилось, спрос на первичный качественный продукт растет. В результате появилось множество сервисов, которые базируются на открытых платформах. Все это резко меняет модель монетизации контента в Сети».

Источник: Журнал «Новости СМИ» №16(350)