Кризис в Московском метрополитене можно преодолеть, если продавать проездные билеты в киосках прессы

В начале сентября в московской подземке возникла острая проблема с приобретением билетов на поездки, у касс выстроились многометровые очереди, в которых люди теряли по часу и более. У миллионов пассажиров возникло глухое раздражение, звучала масса претензий, часто в нецензурной форме, к руководству Московского метрополитена, не способного решить элементарную проблему организации эффективной  продажи билетов и абонементов.

Подобные проблемы возникают в первых числах каждого месяца, и перспектив к радикальному улучшению ситуации - не просматривается. 

Те, кто бывают в Европе, всегда фиксируют большую разницу в организации этого вида общественного транспорта с российскими реалиями. Здесь не бывает очередей за билетами... В берлинском метро, к примеру, вообще ликвидировали турникеты, автоматы с продажей билетов на любое количество поездок и любое количество дней  установлены и на платформах, и у входа в подземку. Для удобства горожан здесь можно купить билеты и на все другие виды городского транспорта. Да и время прихода/отхода поездов здесь указывается на платформе совершенно иначе, чем в Москве. Пассажир видит на табло не время, прошедшее от ухода, а время, остающееся до прихода следующего состава. Понятно, что это принципиально другая система организации информации. 

В случае последнего сентябрьского кризиса в московском метро ситуация выглядела просто безобразно. МК по этому поводу разразился хорошей статей "Пассажиров метро остановили автоматные очереди". В ней, в частности, отмечалось, что произошедшее утром 3 сентября вышло за рамки обычных пассажирских «метропробок». Обстановку осложнило то, что рано утром повсеместно вышли из строя автоматы по продаже билетов. Самое смешное, что в метрополетене толком не могли понять причины последнего сбоя. "Сейчас точно сказать, из-за чего техника вышла из строя, нельзя", — говорил представитель пресс-службы метро Павел Сухарников. 

Возьму на себя смелость заявить, что подобные кризисные явления в Московском метрополитене будут повторяться, развиваться и крепнуть. Это вытекает из простых цифр. Объем нагрузки в метро увеличивается. За прошедший год объем перевозки пассажиров (с января по август 2012г.) увеличился на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 1,58 млрд человек, сообщает пресс-служба Московского метрополитена. А заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, говоря о перспективах развития столичной подземки, сообщил, что в ближайшие годы у нас прибавится 67 станций, соответственно объемы перевозок пассажиров значительно возрастут. 

Департамент транспорта, пытаясь решить грозящие неурядицы, решил разработать систему электронных платежей путем создания так называемых "электронных кошельков", которые люди бы могли пополнять для оплаты проезда сами - через терминалы или Интернет. Очень интересная инициатива и, на мой взгляд, с минимальным эффектом. Игрушка будет забавной и малорезультативной. Но станет ярким отчетным фрагментом у столичных транспортных чиновников. Добавлю к этому, что люди, знающие технологии создания и пополнения "электронных кошельков", больше ездят на собственном автомобильном транспорте. 

Решение всей этой проблемы очень простое - надо демонополизировать продажу билетов и абонементов в метро и делать это, например, в газетных киосках, театральных кассах, то есть в наземной городской инфраструктуре. 

Это станет не только выгодным самому метрополитену и сократит его расходы на организацию продаж билетов, но и позволит получить дополнительную копеечку другим торгующим организациям за небольшой процент. Очереди за билетами исчезнут, брани в адрес Московского метрополитена не будет, и столичная подземка станет больше напоминать аналогичные западные транспортные системы. На втором этапе надо по примеру ряда западных столиц вообще отказаться от турникетов, введя систему контролеров. 

Мы привыкли гордиться московским метро не столько в связи с технической и транспортной эффективностью и удобством для пассажиров, сколько в силу уникальной архитектуры великолепных подземных дворцов, созданных в годы советской власти во имя пропаганды преимуществ социалистической системы перед Западом.  О человеке тогда не думали... Плохо думают и сейчас.

Метро - территория монопольная, находящаяся вне общественного контроля, вне гласности и прозрачности. Это тоже наследие сталинизма, исходящего из режимности и оборонного значения этого транспортного средства. Жаль, что изменения, происходящие на поверхности, не могут достучаться до "подземки". Новое руководство московского метро после "гаевской" эпохи ограничилось, по сути, косметическими мерами. Человеку в метро лучше не стало, ездить здесь теперь менее комфортно, в вагонах битком и душно, часто бывают сбои, претензии у населения только растут. А планы развития подземки внешне грандиозны, но опять не нацелены на комфорт для человека. 

Хорошо бы руководству метрополитена Москвы выйти на поверхность к людям, проводить общественные консультации с гражданами и меньше замыкаться в своем "оборонном бункере". В равной степени все это касается и подземки Санкт-Петербурга.

Источник: Блог Александра Оськина на сайте радиостанции "Эхо Москвы"