Дело в том, что быстро меняющееся информационное поле, появление новых технологий и общий прогресс оказывают невероятное влияние на процесс получения и потребления информации. Не сбрасывая со счетов перемены, которые несёт технический прогресс, можно с уверенностью утверждать, что никакие новейшие цифровые устройства не смогут в среднесрочной перспективе полностью заменить печатные СМИ, во всяком случае в России.
В пользу такого вывода говорит недостаточное покрытие территории страны Интернетом, относительно слабое распространение различного рода электронных устройств для чтения. А доходы издателей от продаж цифрового контента пока несопоставимо малы с их доходами от реализации печатных копий и рекламы. Экономическая модель печатных СМИ, основанная на продаже бумажных носителей и привлечении рекламы под реализуемые тиражи, остаётся доминирующей и останется таковой на протяжении ближайших лет.
Киоск бессмертен!
Современный рынок распространения печатной продукции в России включает несколько сегментов, но основным каналом продаж газет и журналов в нашей стране уже долгие годы является киосковая розница.
Стандартный ассортимент киоска прессы в среднем составляет не менее 500 наименований газет, журналов, книг и иных информационных носителей. Но в некоторых случаях он может достигать и более 1000.
Киоски и павильоны по продаже печатных СМИ и в будущем не утратят своей актуальности для рынка. Более того, они станут основной, массовой и наиболее эффективной формой распространения газет, журналов и книг.
В ближайшие годы начнётся глобальная модернизация торговых объектов прессы. Однако этого окажется недостаточно, и в обозримом будущем привычные нам ларьки превратятся в универсальные мультимедийные точки продаж, в некотором смысле – в культурные объекты городской инфраструктуры, способные оказывать населению целый комплекс социально значимых услуг. Например, размещать на своей территории платёжные системы, терминалы с интерактивными картами местности, пункты получения интернет-заказов или информации (визуальной, аудио или печатной).
Такое значительное расширение спектра предоставляемых услуг непременно отразится на внешнем виде объектов розничной торговли печатной продукции. Дизайнерское исполнение будет не только соответствовать скоростному режиму жизни, нарастающему информационному буму, но и гармонично вписываться в общую архитектуру города, не нарушая её исторической целостности. При этом увеличатся и занимаемые киосками и павильонами прессы площади – с нынешних 5–6 квадратных метров они расширятся до 12–20 квадратных метров, а ассортимент продаваемых здесь информационных носителей составит минимум 1000 наименований.
Информационные точки будущего
Для дальнейшего успешного развития не только издательской отрасли, но и информационного поля страны в целом необходимо соблюдение целого ряда требований по размещению таких информационных точек будущего.
Во-первых, должен соблюдаться базовый норматив количества объектов, исходя из плотности населения каждого отдельно взятого города из расчёта один объект на одну тысячу жителей при обеспечении минимального уровня рентабельности в пять процентов.
Во-вторых, информационные объекты должны располагаться равномерно, но с учётом плотности заселения.
В-третьих, география торговых точек в первую очередь должна охватывать наиболее людные, «проходные» места, например, транспортные узлы, остановочные пункты, места пересечения различных транспортных потоков… Ведь именно здесь скапливается наибольшее число пешеходов.
Динамичное развитие современных мультимедийных уличных информационных объектов, несомненно, приведёт к сокращению архаичных форм торговли – лотков и «ручников». Их доля на рынке в будущем сократится до 5–10 процентов. Однако использование мобильной торговли будет крайне актуальным там, где размещение полномасштабного информационного объекта будет неэффективным (на узких улочках или пешеходных тротуарах, в парках и скверах). Как и прежде, лотки будут носить сезонный характер, а их ассортимент будет ограничен 20–30 наименованиями продукции.
Роль сетевой торговли в распространении прессы и сейчас довольно велика, однако в будущем она приобретёт ещё более важное значение, особенно в силу активного развития не только в городах-миллионниках, но и по всей территории России. Пройдёт совсем немного времени, и через супермаркеты и гипермаркеты в Москве и Санкт-Петербурге будет реализовываться до 60 процентов тиражей журналов. В остальных же регионах этот показатель приблизится к 40 процентам.
Печатные СМИ и система распространения прессы должны восприниматься в обществе как важный элемент в сфере информационной безопасности страны.
КАК ПОМОЧЬ ОТРАСЛИ
Описанное будущее сегмента розничных продаж прессы вполне реально и достижимо, если государство протянет руку помощи отечественной медиаотрасли. Что мы ждём от государства?
1 Печатным СМИ, за исключением изданий рекламного и эротического характера, необходимо придать статус социально значимого товара, а распространению прессы – социально значимой услуги.
2 Должна быть разработана и принята к реализации система государственной поддержки предприятий, специализирующихся на распространении печатной продукции. В частности, в виде налоговых льгот по примеру европейских стран, которые взяли курс на обнуление НДС на печатные и электронные СМИ.
3 Изменений требует и Земельный кодекс РФ. В него необходимо внести поправки, обозначающие реализацию печатных СМИ социально значимым видом деятельности, в отношении которого оформление аренды муниципальных земельных участков проводится без торгов на право аренды.
4 Объекты прессы должны иметь возможность оказывать дополнительные услуги, например, услуги курьера, приёма платежей, выдачи интернет-заказов. Или даже – услуги по сбору информации от жителей обслуживаемого района, что может стать подспорьем в работе коммунальных и административных служб.
Результатом реализации перечисленных выше предложений станет обеспечение в будущем эффективной информационной работы государства с населением страны. Современные, притягивающие широтой ассортимента и оказываемых услуг объекты прессы, несомненно, привлекут к себе не только читателей «старой закалки», но и самое главное – молодёжь. И что особенно важно – печатные СМИ и система распространения прессы должны восприниматься в обществе как важный элемент в системе информационной безопасности страны.
5 Мы считаем, что назрел вопрос разработки и принятия в России федерального закона о господдержке СМИ, книгоиздания, полиграфии. В наши дни, в эпоху Интернета, при наблюдающемся падении интереса к чтению, поддержка медиаотрасли является задачей безотлагательной.
Дмитрий Мартынов, президент АРПП; Александр Оськин, председатель правления АРПП