Пусть экономисты меня поправят, если я не права. Когда власти пытаются спасти экономику страны от рецессии, они стараются не сокращать количество денег в экономике, а, наоборот, начинают их печатать. Надеясь, грубо говоря, что, если деньги есть, предприниматели сами разберутся, как их освоить. Метод спорный, и иногда он приводит к непредсказуемым последствиям. Но один из немногих известных. Зато самая главная ошибка, которую могут совершить правители, это при угрозе рецессии начать сокращать объем денежной массы. Обескровленная экономика вообще не имеет шансов вылезти из ямы.
О чем это я? Как ни странно, о медиаиндустрии. Не стоит тратить много букв, чтобы объяснить, что этот бизнес переживает сегодня глубокий кризис по всему миру. Особенно медиа страдают в старых экономиках Европы, где публика буквально завалена самым разным контентом. Это выражается в падении тиражей и доходов, что крайне раздражает владельцев, которые привыкли к совсем другой жизни: их ожидания обмануты. Причина бедствия тоже, в общем, известна: кризис традиционной бизнес-модели, замену которой большие традиционные медиакомпании предложить не могут. Медиа попали в замкнутый круг. Люди все меньше читают прессу, рекламы продается все меньше. Контент, который мы способны предложить читателям, все слабее. Читатели уходят, тиражи падают, реклама уходит, доходы падают и т. д. Попытки добиться прорывов в интернете, за нечастыми исключениями, не оказываются столь успешными.
Что в этой ситуации начинают делать акционеры? Правильно, они начинают судорожно резать косты. Избавляться от лишних сотрудников, рассказывать о конвергенции внутри себя. Централизовывать управление. Ужесточать условия работы, в общем, все то, что делали бы любые акционеры в любой компании из любой сферы. За исключением одного — в медиаиндустрии в роли бокситов и глинозема выступают люди. Они и есть главный ресурс. В отличие от полезных ископаемых люди могут голосовать ногами. Что они и делают. Здесь я не имею в виду никого конкретно, даже наоборот, обобщаю. Индустрия, не способная предоставить лучшие условия работы, проигрывает конкурентную борьбу за сотрудников. Они просто идут туда, где платят, где хорошо. В случае с медиа для многих людей, не замороченных внутренней идеологией, существует альтернатива в виде рекламы и PR, где хорошо платят. Для молодых продвинутых медийщиков есть интернет-компании, где действует правило Дерка Сауэра «фан анд профит».
В чем парадокс? Бокситы не могут придумать схему воспроизводства и развития. Люди, в отличие от бокситов, могут. Люди, скажу я банальную вещь, должны быть главным объектом инвестиций для медиа. Иначе нет шансов. Ведь только лучшие люди могут придумать, как спасти медиа. Экономя на людях, медиа добивают сами себя. Не хочется заканчивать фразой «и скоро добьют».
Елизавета Осетинская
Источник: Forbes.ru