Главной темой обсуждения участники сделали проблемы взаимодействия средств массовой информации с читателями, слушателями и зрителями на сегодняшнем этапе развития информационных технологий.
- Я уверен, что за последние годы кардинально изменились и СМИ, и общество, - считает профессор Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, заведующий кафедрой электронных СМИ Антон Фортунатов. - Мы сейчас находимся на технологическом переломе, требующем определенного изменения и человеческого осознания. Появляются новые способы доставки информации, этому дало колоссальный импульс появление мобильных устройств - планшетных компьютеров, смартфонов, ноутбуков. Меняется аудитория СМИ, меняются и способы взаимодействия журналистов с нею. Грядут важные изменения в жанрах публикаций, в самой психологии журналиста, в системе его подготовки, в рекламном бизнесе.
Технологии опередили сознание, считает эксперт, сейчас идет серьезный психологический перелом в восприятии информации.
- Очень трудно сегодня заставить студента написать хоть что-то, - уверен профессор Фортунатов, - если тема не затрагивает их лично. Но ведь то же самое касается и аудитории. С развитием социальных сетей в Интернете на смену аналитическому восприятию пришло эмоциональное, и это нужно учитывать.
Журналистика перестает быть системой манипуляции обществом, пришли к выводу участника круглого стола, сейчас она становится средой социального общения, личное отношение к проблеме пишущего все более важно для читателя. Становится популярна любительская журналистика, авторы лучших сетевых дневников по популярности сравнимы с известными изданиями. Здесь традиционные СМИ могут помочь блогерам, обращая их внимание на действительно актуальные вопросы.
- То, что нельзя все время размещать в своем журнале фотографии трогательных котят прекрасно понимают и сами блогеры, - уверен профессор Фортунатов. - Людям, пишущим в Интернете, публикации в СМИ способны подсказать интересные темы из реальной жизни. Сегодня аудитория - не только заказчик, но и автор.
Глава издательского дома "Красивые люди" Сергей Кудашкин обратил внимание то, как развиваются традиционные СМИ. По его мнению, инновации в СМИ - не более чем рабочий инструмент взаимодействия с аудиторией.
- Сегодня благодаря выходу в Интернет даже провинциальные СМИ доступны русскоязычному читателю во всем мире, - заявил Сергей Кудашкин. - Они остаются в рамках нашего культурного поля, поэтому им интересна картина сегодняшних событий на Родине. И здесь очень важно избежать мелкотемья, ведь читателю из Австралии не интересны, например, взаимоотношения между местными властями разных уровней, важные для локального бизнеса. Журналистов, готовых освещать местные события на международном уровне при этом, увы, найти трудно.
Сергей Кудашкин рассказал о необходимости продвижения продуктов СМИ в социальных сетях, что позволяет значительно увеличить количество посещений сайтов изданий. При этом, по его мнению, в настоящее время количество читателей, готовых платить за контент, растет.
- Наш главный продукт - слово, - подчеркнул предприниматель. - Это слово должно быть такого качества, чтобы его захотели купить. К тому же платная подписка позволит СМИ преодолеть сегодняшнюю зависимость от рекламодателя. Резюмирую: все инновации должны быть именно в сфере слова. Давайте спросим у самих читателей, что им интересно, что они готовы покупать? Сделать это лучше всего через социальные сети.
Сергей Кудашкин уверен, что журналисты должны воздействовать на положительные эмоции человека, апеллировать к таким понятиям, как любовь, справедливость, человечность. Что касается жанров, то, по словам издателя, весьма востребованы, например, рассказы о путешествиях.
Директор Нижегородского бизнес-инкубатора Антон Турченко также акцентировал внимание на том, что сегодня два информационных пространства - традиционные СМИ и социальные сети - существуют на равных.
- Эти поля перекрываются, - заявил Турченко. - Многие СМИ имеют страницы в социальных сетях, в свою очередь, блогеры выступают в качестве авторов обычных изданий. СМИ научились использовать тот же живой журнал как канал распространения своей информации, доведения ее до своей целевой аудитории, а также для обратной связи с редакцией.
По словам Антона Турченко, среди резидентов инкубатора есть стартапы, занятые информационными технологиями. Один из примеров - разработка для нижегородского ресторана меню, выводимого на экран мобильного устройства, что позволяет быстрее и проще сделать заказ.
- В Нижнем есть все необходимые технологические решения, у нас сильный классический университет, много разработок и в политехническом. За пять лет работы я убедился, что с каждым годом проекты становятся все более интересными. Важно суметь связать отдельные проекты в единый инструмент, - подытожил директор бизнес-инкубатора.
Касаясь взаимодействия СМИ и социальных сетей, директор Нижегородского филиала "РГ" Александр Сысоев напомнил, что официальные издания должны выделять серьезные кадровые ресурсы для проверки реальности фактов, сообщения о которых публикуют блогеры. Ответственность журналиста, в том числе и юридическая, пока заметно выше.
- Нужно использовать все имеющиеся на данный момент информационные технологии, - уверен Иван Юдинцев, директор издательского дома "Биржа". - Не секрет, что публикация какого-либо материала в живом журнале автора собирает больше посещений, чем та же статья на официальном сайте издания, в котором автор работает. Европейские СМИ точно знают, что хочет прочесть их аудитория в завтрашнем номере. Активно используется программное обеспечение, позволяющее по ключевым словам определить направленность интересов читателей. Да, собственно, и качество опубликованных материалов можно оценить по количеству комментариев, оставленных прочитавшими его людьми. Если на сайт зашли 100 человек, при этом 20 что-то написали, это уже достаточно репрезентативная выборка. Судя по ней, можно понять, что именно волнует аудиторию, какие вопросы включить в информационную повестку. Как ни парадоксально это прозвучит, газеты и журналы должны стать информационно более открытыми. Задача журналистов - успешно пройти между Сциллой заказа, неважно чьего, издателя или рекламодателя, и Харибдой интереса читателя. Тогда изданиям удастся сохранить и преумножить аудиторию.
Валерий Норский
Источник: rg.ru