Нарушение Российской Федерацией обязательств, зафиксированных в Протоколе о присоединении РФ к ВТО по импорту мелованных бумаг и картонов товарной группы 4810, не производимых в России и на территории Таможенного союза


1. Исходная информация

21 июля 2012 г. Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон РФ N 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».

23 августа 2012 года наступил момент присоединения России к ВТО и вступил в силу Протокол о присоединении России к ВТО (далее – Протокол). 

В соответствии с Протоколом и Перечнем уступок и обязательств, официально опубликованном на сайте Минэкономразвития с декабря 2011 года  (http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/6a8797004983acf68844aa5f9eae86bc/russia_protocol.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=6a8797004983acf68844aa5f9eae86bc), 

на коды ТН ВЭД ТС 4810 13 800 9, 4810 14 800 0, 4810 19 900 0, 4810 22 900 0, 4810 29 300 0, 4810 29 800 0, 4810 31 000 0, 4810 32 100 0, 4810 32 900 0, 4810 39 000 0, 4810 92 100 0, 4810 92 300 0, 4810 92 900 9, 4810 99 100 0, 4810 99 300 0, 4810 99 900 0 с момента присоединения к ВТО, т.е. с 23 августа 2012 года, установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5%.

Однако решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» в Едином таможенном тарифе (далее – ЕТТ), основанием для которого служит Протокол, на указанные коды установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15%.

Новый ЕТТ был официально опубликован на сайте Евразийской экономической комиссии 23 июля и вступил в действие через 30 дней и с момента присоединения к ВТО, т.е. с 23 августа 2012 года. Таким образом, с 23 августа на ввоз товаров по указанным кодам ТН ВЭД действует 15% пошлина вместо 5%, что является фактом прямого нарушения Российской Федерацией обязательств по присоединению к ВТО и Федерального Закона.

Ответов на множественные письменные запросы, официально направленные отраслевыми организациями в Правительство РФ и Минэкономразвития РФ, не поступило.

2. Анализ правовой базы ВТО

2.1. Анализ нарушения обязательств Российской Федерацией

Создание системы Генерального соглашения о тарифах и торговле (далее – ГАТТ) и ВТО имеет своей целью либерализацию мировой торговли. Снижение таможенного тарифа было и остается одной из ключевых задач данной системы. Соблюдение тарифных обязательств, зафиксированных в соответствующих Перечнях тарифных уступок стран-членов ВТО, является одним из краеугольных основ функционирования ГАТТ / ВТО.

В соответствии со ст. II (1) ГААТ «Каждая договаривающаяся сторона предоставляет торговле других договаривающихся сторон режим не менее благоприятный, чем тот, который предусматривается в соответствующей части соответствующего Перечня уступок и обязательств по доступу на рынок товаров». Иными словами, статья II (1) ГАТТ прямо запрещает повышение тарифов сверх зафиксированного в Перечне уровня.

В соответствии со ст. 1 (2) Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19.05.2011 г. (далее – Договор) с момента присоединения такой (первой) Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО. Данный Договор вступил в силу с даты присоединения России к ВТО, т.е. с 23 августа 2012 года. 

Таким образом, решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 в части установления ставки ввозной таможенной пошлины в размере 15% на указанные коды прямо нарушает ст. II (1) ГАТТ и ст. 1 (2) Договора. 

2.2. Процедуры по модификации или ректификации Перечней тарифных уступок ГАТТ. Ст. XXVIII ГАТТ «Изменение перечней».

Ст. XXVIII ГАТТ «Изменение перечней» содержит положения, согласно которым возможно изменение или отзыв тарифных уступок, содержащихся в Перечне национальных обязательств. 

Изменение конкретных уступок - процедура, требующая переговоров с членами ВТО, с которыми такая уступка была согласована (Initial Negotiating Rights, INR) и с любой другой стороной, которая является основным заинтересованным поставщиком. К странам, имеющим INR по рассматриваемым кодам, относятся Канада, Доминиканская Республика, ЕС, Гондурас, США и Япония.

При этом согласно ст. XXVIII (2) «В таких переговорах и соглашении, которое может включать условие о компенсационном изменении в отношении других товаров, заинтересованные договаривающиеся стороны стремятся сохранить общий уровень взаимных и взаимовыгодных уступок, не менее благоприятный для торговли, чем предусмотренный в настоящем соглашении до указанных переговоров».

Таким образом, изменения обязательств требуют проведения новых переговоров и предоставления компенсаций. Как правило, такие переговоры длятся несколько лет. 

Повышение пошлин на данные коды негативно влияет на экспортные возможности поставщиков мелованных видов бумаг и картонов, тем более, что такие виды бумаг и картонов в России и на территории Таможенного союза не производятся. Почти 80% импорта по данным кодам приходится на страны ЕС. Начиная с даты присоединения уполномоченные органы власти стран-экспортеров имеют право потребовать приведения тарифных обязательств Российской Федерации в соответствие с изложенными в Перечне тарифных обязательств. Если Российская Федерация не согласится с таким требованием, существует возможность обратиться в Орган по урегулированию торговых споров ВТО за разрешением данной ситуации.

3. Анализ ситуации в России

Как стало известно из телефонного разговора с представителем Минэкономразвития России, внезапное повышение ставок пошлин в три раза связано с реализацией инвестпроекта в области ЦБП. Исходя из того, что других проектов по производству бумаги на сегодня в России нет, можно с уверенностью утверждать, что речь идет о проекте Группы Илим «Большая Коряжма» с заявленным объемом инвестиций 270 млн. долларов США.

Для сравнения, объем импорта продукции по данным 16 кодам ТН ВЭД только в 2011 году составил 623,7 тыс. тонн на сумму более 685 млн. долларов США.

В соответствии с официальными данными Группы Илим, в результате реализации проекта в Коряжме начнет работать подержанная бумагоделательная машина 1986 года выпуска, которая будет производить около 200 тыс. тонн офисной бумаги (она же – офсетная бумага и бумага-основа для мелования). 

По имеющейся информации, данная бумагоделательная машина работала на предприятии Inverurie Paper Mills в Шотландии, которое до 2009 года принадлежало партнеру Группы Илим компании Интернешнл Пейпер, и было закрыто в связи с кризисом перепроизводства бумаги в мире. Установив отдельную меловальную секцию, Группа Илим с 2013 года начнет выпуск на базе бумаги-основы до 70 тыс. тонн мелованной бумаги в год.

По мнению технологов бумажного производства, отдельная меловальная установка (offline coater) обеспечивает заведомо низкое качество мелованной бумаги по сравнению с традиционным мелованием в линию (online coater), поскольку мелованное покрытие в этом случае наносится на сухую, а не на влажную бумагу. Как правило, offline coater применяется в случаях, когда объемы производства мелованной бумаги малы и нестабильны, отдельная меловальная установка всегда ограничена по мощности. Для справки, современные бумагоделательные машины выпускают свыше 1 млн. тонн мелованной бумаги в год в линию.

В Российской Федерации потребляется порядка 600 тыс. тонн офисных бумаг, причем наибольшая часть этого объема производится в России, в том числе на принадлежащем Интернейшнл Пейпер (Илим) ЦБК в г. Светогорск. Импорт составляет не более 100 тыс. тонн. Кроме того, офисные бумаги успешно экспортируются.

По прогнозам, совокупный объем потребления мелованных бумаг и картонов в Российской Федерации в 2012 году составит 830 тыс. тонн. Потребление мелованных бумаг на 100%, а картонов на 90% обеспечивается за счет импорта. 

Таким образом, планируемое производство офсетных бумаг лишь закрепит доминирующую роль Интернейшнл Пейпер (Илим) на российском рынке офисных бумаг, а выпуск 70 тыс. тонн мелованной бумаги, причем очень узкого диапазона плотностей (от 115 до 170 г/м2) обеспечит существующий внутренний спрос на них лишь на 15%. Такие количества бумаги, в случае их конкурентной стоимости, будут легко поглощены растущим российским рынком.

В 2010 году в целях поддержки отечественной полиграфии ввозные пошлины на отдельные виды мелованных бумаг и картонов были временно снижены с 15% до 5%. В результате только в 2011 году на печать в Российскую Федерацию было возвращено 70 тыс. тонн издательской продукции. Мелованные бумаги занимают в себестоимости полиграфического производства издательской продукции 65-70% и размер таможенной пошлины имеет решающее влияние на формирование их конкурентной цены.

Очевидно, что спешно пролоббированное повышение ставок пошлин на отдельные коды ТН ВЭД товарной группы 4810 выгодно лишь узкому кругу инвесторов, поскольку не решает задач по обеспечению издательско-полиграфической отрасли мелованными бумагами и картонами. Введение 15% пошлины приведет к резкому росту стоимости мелованных бумаг и картонов и потере конкурентоспособности полиграфии, что спровоцирует массовый отток полиграфических заказов за рубеж и вызовет банкротство российских типографий, что, в свою очередь, снизит потребление бумаг и картонов. 

Инвестпроект Группы Илим призван создать 350 рабочих мест, но убьет многие тысячи мест в типографиях страны, балансирующих на грани рентабельности. В угоду единичному предприятию крупного бизнеса будет нанесен серьезный ущерб бизнесу малому и среднему. 

Резюме:

Все предприятия и компании издательско-полиграфического рынка, а также иностранные производители и поставщики мелованных бумаг и картонов ориентировались в своих коммерческих программах на Протокол о присоединении РФ к ВТО, официально опубликованный на сайте Минэкономразвития России с декабря 2011 года, где зафиксированы 5% ввозные пошлины на мелованные бумаги и картоны с момента присоединения. Изменение тарифа с 23 августа привело и продолжает приводить к срыву коммерческих договоров, изменению условий поставок, высоким издержкам, прямым убыткам и росту цен. 

Дальнейшее применение 15% пошлины приведет к резкому росту стоимости мелованных бумаг и картонов, росту их «серого» импорта, потере конкурентоспособности полиграфии, что спровоцирует массовый отток полиграфических заказов за рубеж и вызовет банкротство российских типографий. 

5% пошлины на ввоз мелованных бумаг и картонов, наоборот,  будут способствовать росту полиграфического производства и потребления бумаг и картонов в стране и в то же время обеспечат достаточный уровень защиты для их внутреннего производства.

Грубое нарушение Российской Федерацией международных обязательств по присоединению к ВТО, зафиксированных в Протоколе, и Федерального Закона наносит серьезный удар по репутации государства.

По итогам слушаний будет подписано публичное обращение к Президенту РФ В.В.Путину как гаранту соблюдения Российской Федерацией обязательств по присоединению к ВТО.

Источник: ГИПП