Сегодня, 11 сентября, исполнился 21 год свободному рынку печатных СМИ России. Начало ему положил указ «О мерах по защите свободы печати в РСФСР», подписанный Борисом Ельциным ровно через месяц после августовского путча 1991 года. В революционном, как почти все тогда, документе впервые были сформулированы принципы перехода прессы на рыночные отношения.
Вслед за либерализацией законодательства и началом того, что теперь нередко именуется «золотым веком российских СМИ», ассортимент газет и журналов стал рости как на дрожжах. Сложились новые способы распространения печатки и новые же формы собственности в этой сфере.
Розница, как все хорошо помнят, шла через ручников, лоточников, а также оставшуюся в наследство от «Союзпечати» разветвлённую сеть киосков. Постепенно сложился и качественно иной институт подписки, где монополию государства нарушили подписные агентства, предлагавшие больший набор услуг.
Несмотря на более или менее выраженный прессинг со стороны властей, тиражи периодики продолжали идти вверх и в нулевые. Основной цензурный интерес сосредоточился на телевизионных СМИ (коммерческому успеху которых, это, впрочем, не мешало). На этом фоне печатная пресса чувствовала себя довольно вольготно. Вместе с ростом глянца росли инвестиции и капиталы медиакомпаний, доходы от рекламы и реализация тиражей. На смену лоткам и «ручникам» у метро пришли более цивилизованные способы продажи.
Ощутимым ударом для отрасли стал финансовый кризис 2008 года, из которого она, просев вместе со всей экономикой, все-таки сумела выбраться. Однако на выходе ее уже поджидало несколько неприятных сюрпризов, начиная от запрета на многие виды рекламы и заканчивая взрывным распространением интернета.
Сегодня не нужно быть особо наблюдательным, чтобы заметить, что многие печатные СМИ стали переходить в сеть. Издатели и дистрибуторы в новых условиях реализуют концепцию «360 градусов», когда контент распространяется по всем возможным каналам. Такая практика оказывает дополнительное давление на собственно бумажный формат, хотя говорить об отказе от него пока, безусловно, рано.
Наряду с этим на рынке печатных СМИ немало проблем, в наших условиях общих для всего малого бизнеса: джентльменский набор неоправданно высоких налогов, таможенных пошлин, соцотчислений и чиновничьих поборов. Не говоря о плохо скрываемом всевластии местного начальства в отношении региональной прессы.
Как бы то ни было сегодня в России (все еще) около восьмидесяти тысяч наименований газет и журналов, которые можно купить в 40 тысячах киосков, а также во множестве супермаркетов и почтовых отделений. Приблизительно 30% тиражей продолжает расходиться по подписке. Суммарный оборот отрасли составляет примерно 80 млрд рублей в год, что не так уж и много – если разделить эту сумму на общее число изданий.
К очередной годовщине ельцинского указа Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) приурочила обращение к властям, в котором призывает принять специальный закон о господдержке печатных СМИ и системы их распространения. При всей очевидной нужности такой поддержки для некоммерческих журналов, связанных с наукой, образованием и т. п., сам призыв, распространенный на отрасль в целом, выглядит довольно симптоматично.
Можно представить, что довольно симптоматичным будет и ответ на это обращение, - если вспомнить статьи, на которые в бюджете в ближайшие несколько лет предусмотрено существенное увеличение расходов.
Евгений Чепурной
Источник: Sostav.ru