В ходе прокурорской проверки одной из торговых точек книжной сети «Чакона» (состоит из 23 магазинов в Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске и Сызрани), 10 сентября обнаружилось, что там реализуются книги, которые весной этого года в числе других были признаны экстремистскими и внесены в Федеральный список экстремистских материалов: «Вакф. Благотворительность. Служение», «Ислам, вера, поклонение» и «Созвездие праведных халифов» Османа Нури Топбаша, «Исламское вероучение (Акыда)» Ахмеда Саима Кылавуза и «Критерии или огни в пути» Фетуллы Гюлена. 12 сентября эти книги были обнаружены и в другом магазине «Чаконы». По результатам проверок прокуратурой были возбуждены дела о производстве и распространении экстремистских материалов.
Что интересно, названные книги свободно продаются в ряде крупных онлайн-магазинов России, а из некоторых других они были убраны совсем недавно, что подтверждает кэш поисковой системы Яндекс, судя по которому, например, книга «Вакф. Благотворительность. Служение» продавалась еще 27 июля, хотя в запретный федеральный список произведение было внесено еще 21 марта 2012 года решением Ленинского районного суда города Оренбурга. Удалены спорные издания и из онлайн-магазина «Чаконы».
Правозащитники комментируют ситуацию, как проявление неправомерного антиэкстремизма. Скандал прокомментировал директор аналитического центра «Сова», занимающегося проблемами национализма и ксенофобии, взаимоотношения религии и общества Александр Верховский: «С нашей точки зрения дела, возбужденные прокуратурой Кировского района Самары, неправомерны, поскольку неправомерен и сам запрет данных книг. Мы не обнаружили в них никаких подстрекательских призывов. Что касается утверждения истинности ислама и критики других религий и их приверженцев, а также осуждения западной цивилизации, все это не подпадает под понятие возбуждения ненависти. Напомним, согласно разъяснению Верховного суда, «критика политических организации, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды». Таким образом, запрет этих религиозных трудов как экстремистских не оправдан».
Источник: Pro-books.ru