Толчком к этой дискуссии, видимо, стала нашумевшая книга Филипа Майерса о неизбежной кончине печатной периодики, где он предсказывает, что последний экземпляр последней газеты будет доставлен адресату одним прекрасным утром где-то в 2043 году.
Участники ооновского круглого стола разделились, как водится, на два лагеря – на могильщиков и реаниматоров печатных СМИ. Первые предрекали ускоренную гибель всей печатки, утверждая, что она умрет так же, как исчезли из нашей жизни аудио и видеокассеты и компьютерные дискеты. По их мнению, люди предпочитают получать информацию в Интернете, в социальных сетях, по мобильному телефону. Сотни газет в развитых странах сокращают тираж и штат сотрудников, из ежедневных становятся еженедельными, а то и вовсе закрываются. Регина Марчи, преподаватель из университета Ратгерс, отметила, что в среднем американская новостная индустрия теряет 1000 рабочих мест в день. Самые известные газеты, такие как «Чикаго трибюн», «Лос-Анжелес таймс», «Бостон глоуб» и даже «Нью-йорк таймс» сегодня лишь слабое подобие того, что они представляли собой в прошлом. Отделы новостей с 2000 года сократились на треть, и, видимо, этот процесс будет продолжаться ещё более интенсивно.
Участники второго лагеря утверждают, что с печатными СМИ не все так плохо. Посол Румынии в ООН Симона-Мирела Микулеску напомнила, что в развивающихся странах газеты переживают настоящий бум. Если с 2004 по 2009 год тираж газет в Северной Америке и Европе сократился соответственно на 9,2% и почти на 3%, в Африке он вырос на 14,2% , а в Южной Америке и Азии - более чем на 16%.
Примирить сторонников этих противоположных позиций попробовал Марк Джурковиц из исследовательского центра Pew Research Center, заявивший, что проблемы, с которыми сталкивается западная печатная пресса – это своего рода канарейка в шахте для остального мира. И то, как удастся справиться с новыми проблемами, приспособиться к новым бизнес-моделям и к новым технологиям, возможно, станет уроком для остальных.
Очень хорошо, что ооновцы обратили внимание на судьбу печатных СМИ. Может, и в Кремле заинтересуются судьбой печатного слова в России, но не с позиции могильщиков, а с позиции реаниматоров.
Дискуссия в ООН по проблемам печатных СМИ, как и многие другие дискуссии в этом здании, реальных решений не предложит. Решения родятся в реальных рыночных отношениях и в создании издателями информационного продукта, который будет востребован потребителями информации любого возраста. Печатное слово в России остается зоной доверия. Да и реклама в печатных СМИ дает значительно больший эффект, чем в Интернете. Модернизировать и сохранить печатную отрасль в России, на мой взгляд, это важная национальная задача. Отечественная печатка и ее проблемы – это действительно похоже на канарейку в шахте. Наша печатная «канарейка» - показатель способности российского общества справиться с проблемами.
Вы спросите, зачем канарейка в угольной шахте? Ответ прост: если канарейки сдыхают, шахте конец. После птицы там гибнут люди, а вся шахта уничтожается метановым взрывом. Аналогия очень символична.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com)