«Пока в руках власти находятся «зомби-ящики», наша отрасль не имеет для нее никакого значения»

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА КОЛИЧЕСТВО НАИМЕНОВАНИЙ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ В РОССИИ СКАТИЛОСЬ НА 25%, А ПРОДАВАЕМОСТЬ ТИРАЖЕЙ УПАЛА НА 50% 

В Казани собрались более ста представителей розничных операторов по продаже печатной продукции со всей России. Участники приехали из самых разных регионов – от Москвы и Нижнего Новгорода до Екатеринбурга и Барнаула. Владельцы сетей газетных киосков на казанской межрегиональной конференции искали пути, как спасти от вымирания свой бизнес. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, что сегодня на фоне ежегодных продаж печатной продукции розничные операторы прессы вынуждены зарабатывать на сопутствующих товарах.

КАЗАНЬ - КИОСОЧНЫЙ АУТСАЙДЕР

В ГРК «Ривьера» прошло вчера всероссийское собрание специалистов в области распространения прессы - XXI межрегиональная практическая конференция специалистов предприятий и издательских домов. На мероприятие прибыли около сотни человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Екатеринбурга, Челябинска, Калининграда, Уфы, Нижнего Тагила, Омска, Нижнего Новгорода и других городов. Организатором конференции выступило ЗАО «Горпечать».

Представители крупнейших сетей киосков, издатели и представители профильной ассоциации по очереди рассказывали о глубоком кризисе отрасли. Так, среди выступающих были председатель правления национальной сети распространения прессы «Союзпечать» из Москвы Вячеслав Керов, председатель правления ассоциации распространителей печатной продукции из Москвы Александр Оськин, директор казанской сети «Горпечать» Зуфар Хакимзянов и другие. Они говорили о проблемах издательского дела, главная из которых - падение доли печатной продукции в продажах.

В этой ситуации, по словам сетевиков, киоскам ничего не остается, как увеличивать долю сопутствующих товаров. Отсюда появление в ассортименте непрофильных товаров (вплоть до пива, сигарет, хлеба и прочего). По словам выступающих, ночью самыми востребованными товарами в газетных киосках являются пиво и сигареты, на печатную продукцию приходится лишь 30% выручки.

Жаловались киосочники и на отсутствие поддержки со стороны власти, противодействие лобби сетевого ритейла, бездуховность молодежи, а также резкое сокращение числа газетных киосков.

Так, по словам Хакимзянова, Казань находится на последних местах по показателям количества газетных киосков на душу населения по стране: всего один киоск на 4,5 тыс. человек вместо одного киоска на тысячу человек. В лидерах по количеству газетных киосков на душу населения - Екатеринбург, Самара и Саратов, где количество газетных киосков максимально приближено к идеалу (один киоск на тысячу человек). Озвучены были и следующие цифры: в целом по России за пять лет количество киосков сократилось с 42 тыс. до 31 тысячи.

СЕТЕВОЕ ЛОББИ

Первая и главная причина уменьшения киосков в стране - экономическая. К закрытию киосков приводит, прежде всего, снижение оборотов и падение рентабельности, поэтому, как заметил Хакимзянов, в Казани так мало киосков нового формата: всего 10 из 109 точек «Горпечати». «Это следствие и общего падения тиражей СМИ и кризиса 2008 года, который для нас еще не закончился. Выжить можно только рассматривая другие источники доходов, - с горечью заметил Керов. - Сегодня и издатели, и распространители решают, в каком направлении двигать свой бизнес дальше».

Вторая не менее важная причина – действия властей (точнее, бездействие), которые не понимают смысла и значения газетных киосков. «Ни в налогах, ни в части поддержки, как это делается в той же Франции и Германии, мы не видим помощи, - говорил в своем докладе Оськин. - Мы власти не нужны. Пока в руках власти находятся федеральные телеканалы, именуемые в прессе "зомби-ящиками", наша отрасль не имеет для этой власти никакого значения. Какие льготы? О чем вы говорите? Кому вы нужны? Мы лишь одна из 260 отраслей». В частности, распространители получили следующий ответ от минфина, когда предложили обнулить НДС для СМИ: «Мы не можем создавать прецедент для других отраслей». И невыгодно властям распространение киосков с прессой еще и по той причине, что, по словам Оськина, газетные киоски не дают им взятки.

Причина номер три – лобби супермаркетов. Оськин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», почему киоски мешают супермаркетам жить. «Супермаркеты хотели бы, чтобы все без исключения покупали прессу у них, а киоски, с их точки зрения, покупателей у них оттягивают, - отметил Оськин. - И в этом кроется большая ошибка и супермаркетов, и власти, которая в некоторых случаях это поддерживает. Потому что в супермаркетах продаются дорогие глянцевые издания, а дешевые массовые издания – прерогатива киосков прессы. Уничтожение подобного канала плохо само по себе, так как уничтожает право гражданина России на доступ к печатному слову, информации. Поэтому мы, как ассоциация распространителей печатной продукции, бьем тревогу и обращаемся к власти с просьбой немедленно повернуться в сторону нашей отрасли. Ибо в распространении прессы мы видим еще и важный национальный ресурс безопасности».

Более того, Оськин видит в действиях властей и лобби супермаркетов национальную трагедию, называя это настоящим ударом по печатному слову и духовности страны. «Единое информационное пространство России формирует не интернет, а СМИ и печатное слово, – добавил Оськин. - 60 процентов населения России до сих пор не имеют доступа к печатному слову, и одновременно уничтожается система распространения прессы».

МЕЧТЫ О НАЛОГОВОМ РАЕ

Какой же выход из ситуации предлагают сами распространители? Во-первых, срочно стимулировать развитие СМИ, подобно стимулированию процесса рождаемости с помощью материнского капитала. «Нами не интересуются уже много-много лет, - возмущается Оськин. - Футболистов из Португалии «Зенит» купил за 100 миллионов евро, а для поднятия нашей отрасли нужно всего 50 миллионов долларов, но мы власти не нужны. Видно, что денег много, но не в нашей отрасли. Выживаем, значит, как можем».

Как стимулировать развитие СМИ? Обнулением НДС («За снижение НДС мы боремся уже лет 10, но вся наша федеральная власть развернута к нам другой частью тела», - сожалел Оськин), признанием прессы социально значимым объектом, а ее распространение – социально значимой услугой. Во Франции, привел в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пример Хакимзянов, каждый киоск прессы получает от государства дотации до 3 тыс. евро в год (в зависимости от размера).

Оськин и Керов также предложили снизить налоговое бремя и непомерно высокие отчисления в социальные фонды, сделать арендные ставки, ставки по электроснабжению и прочие моменты льготными для того, чтобы объекты прессы получили приоритетное развитие. «Пресса – это не шаурма и не пиво, доходность у нее низкая, меж тем пресса – информационная основа страны, – добавил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Оськин. - Не случайно Путин свою предвыборную статью представил в семи ведущих ежедневных газетах, а не на телевидении или в интернете. И не понимать это – значит совершать большую политическую и стратегическую ошибку».

Отметим, что пять лет назад в России работали 500 распространителей печатной продукции, сегодня – не более 200.

МУЛЬТИМЕДИАЦЕНТРЫ БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕГО

Как следовало из докладов выступающих, в отрасли понимают, что киоски в нынешнем виде не протянут долго. На смену им, скорее всего, придут мультимедийные торговые объекты. Здесь будет и интернет-магазин, и платежные терминалы, и сенсорные экраны, и газеты, и журналы, и книги (не менее тысячи наименований). «В свое время кабинет министров откликнулся на нашу просьбу и позволил расширить ассортимент продукции. Мы выжили. Теперь залог нашего выживания – технологии, ассортимент и услуги, – сообщил Хакимзянов. - У нас нет другого будущего. В принципе, наши местные власти всегда шли нам встречу, когда не нужно было выделять деньги, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. Например, разрешили в летний период поставить холодильники. А нововведения не всегда воспринимаются положительно, это нормально».

По мысли издателей и распространителей, мультимедийный объект должен превратиться из обычной точки продажи в культурный, духовный и информационный центр, который бы позволил населению получать максимальное количество информационных услуг и прессу в том числе. «Здесь могут быть представлены и интернет-магазины, чтобы человек мог из одной точки выйти в тысячу позиций», - отметил Керов.

Казань, с точки зрения главы ассоциации распространителей печатной продукции, должна стать примером в вопросе ассортимента будущего центра. «Казанскими газетными киосками нужно тыкать в морду другим региональным властям, Казань должна стать примером для всей России, - резюмировал свое впечатление от поездки по ночной Казани газете «БИЗНЕС Online» Оськин. - В Казани идеальное соотношение ассортимента, очень богатого, и прессы. И благодаря сопутствующим товарам удается сдерживать цену на прессу, так как сама по себе она низкорентабельна».

ПИВА И СИГАРЕТ НЕ БУДЕТ – ОТРАСЛИ ТОЖЕ?

Эксперты рассказали газете "БИЗНЕС Online" о будущем газетных киосков:

Вячеслав Керов – председатель правления национальной сети распространения прессы «Союзпечать»:

- Вы не задумывались над тем, что будет с газетными киосками, когда они лишатся важного источника дохода – пива и сигарет? Совсем скоро это произойдет, и мы должны подготовиться. Будущее у киосков – услуги, информационные и платежные, без которых ничего не будет. Обязательно нужен Wi-Fi. В этом смысле группа компаний «Альянс» дает казанской «Роспечати» развернуться, но пока Wi-Fi нет ни у одного газетного киоска страны. А ведь киоски должны существовать. Не будет их – не будет и развития души, интеллекта. В супермаркет же, где тоже продают сейчас прессу, ходят раз в неделю. Или вечером. Специально за газетой туда никто не пойдет. К сожалению, констатирую тот факт, что сам издательский бизнес становится все тяжелее и тяжелее как для издателей, так и для распространителей.

Александр Оськин – председатель правления ассоциации распространителей печатной продукции:

- В нашей отрасли очень плохое положение. За последние три года количество наименований газет и журналов сократилось на 25 процентов, а продаваемость тиражей упала на 50 процентов. Это связано с серьезными кризисными явлениями в отрасли, и тут есть своя аргументация. Это происходит из-за влияния экономического кризиса, сказывается снижение динамики спроса населения на печатную продукцию (молодежь перестает читать вообще, газеты, журналы и книги в том числе). Кроме того, падение тиражей связано с разрушением каналов распространения прессы по всей стране. Отрасль в тяжелейшем положении по всей стране. Вчера поздно вечером я проехался по Казани, и мне показалось, что на фоне остальных регионов Казань смотрится более или менее благоприятно.

У вас в Казани мне очень нравится, что «Горпечать» ищет пути для развития. Ей очень тяжело придется, когда запретят торговать табаком, но она позитивно настроена. Посмотрите, даже информационное табло первым появилось в Казани.

Надежда Замалиева

Источник: БИЗНЕС Online