— Евгений, в начале сентября вы сообщили о запуске интернет-магазина подписки Mymagazines.ru. Поясните, пожалуйста, какие конкретно услуги он будет предоставлять? И кого вы видите в качестве основной аудитории портала?
— Интернет-магазин Mymagazines.ru оказывает услуги по доставке журналов покупателям, как юридическим, так и физическим лицам. Наши клиенты — это жители Санкт-Петербурга и других городов, которые являются читателями журналов. Они ценят свое время и для них важно высокое качество сервиса. Наши клиенты подписываются на журналы у нас, чтобы гарантировано получать их домой или в офис.
— В официальном сообщении о запуске упомянуто, что Mymagazines.ru — проект компании Re Consa Media. Что это за структура? Каков вид ее основной деятельности?
— Re Consa Media — это консалтинговая компания. Мы оказываем издательским домам услуги по модели «внешний отдел распространения», то есть решаем абсолютно все задачи, которые может решать менеджер по распространению внутри издательского дома, но делаем это в формате аутсорсинга. Построение структуры распространения, оптимизация расходов на дистрибуцию, ведение переговоров с дистрибуторами, мерчендайзинг, доставка тиражей — это лишь часть задач, которые мы решаем для издателей в рамках сотрудничества. По ряду проектов мы осуществляем продажу рекламы в журналы.
— Но сейчас в Рунете существует довольно много ресурсов, представляющих подобные услуги издателям.Mymagazines.ru будет чем-то принципиально отличаться от них?
— Да, я знаю, что в Сети есть несколько сайтов, где продаются журналы. Такие сайты я бы разделил их на две категории.
Первая — это интернет-магазины, где среди прочего можно купить отдельные номера (но не подписку).
Вторая категория — это сайты так называемых альтернативных агентств, где продается подписка не только на журналы, но и на газеты, телегиды, сканворды и прочие издания.
Отмечу, что мы не являемся агентством подписки, и, поэтому у нас нет никаких ограничений для подписчика, вроде индексов, подписного периода, бумажного каталога и т.д. Мы — интернет-магазин, а это значит, что у нас каждый желающий может в любое время легко и быстро купить подписку на интересующий его журнал, и получать его с доставкой домой или в офис.
В нашем ассортименте есть только журналы, и мы специализируемся на продаже именно подписки. Конечно, у нас можно будет купить и ранее вышедшие номера, но все-таки наша основная услуга — это продажа подписки и доставка нашим подписчикам.
Что касается преимуществ, то я бы выделил два основных.
Первое — это выбор. У нас читатели смогут найти те издания, которые не представлены ни в рознице, ни в каталогах агентств подписки. Даже сейчас, когда наш ассортимент в стадии активного заполнения, у нас есть уникальные издания, которые в России можно найти только в нашем магазине. И в дальнейшем таких изданий будет становиться только больше.
Второе наше отличие — это качество сервиса. Деятельность компании начиналась с дистрибуции, поэтому все процессы у нас отлажены настолько хорошо, что подписчики могут быть уверены в своевременной доставке.
Каждый, кто станет нашим подписчиком, сможет сам оценить удобство и выгоду работы с нами.
— Комментируя запуск проекта, вы указали: «Журнальная розница имеет свои особенности и продаваться на полках супермаркетов могут и должны далеко не все журналы. Более эффективным каналом продвижения может быть подписка, но из-за низкого качества сервиса в доставке подписка как услуга менее востребована читателями».Основываясь на этом изречении, хочется задать вам несколько вопросов. Первый — в чем особенности «журнальной розницы»?
— Розничные продажи журналов («журнальную розницу») я бы разделил на две категории: организованная розница и неорганизованная.
К первой я отношу магазины, супер-, гипермаркеты и автозаправочные комплексы; ко второй — киоски, палатки и продажу с рук. Поток покупателей в супермаркете в десятки раз выше, чем в киоске, поэтому для издателей интересны, прежде всего, супермаркеты.
Общая особенность журнальной розницы, о которой говорилось в пресс-релизе, состоит в том, что везде, будь то киоск или гипермаркет, на полке есть ограничение по количеству мест для журналов, соответственно, попасть на эту самую полку могут далеко не все издания. В нашей стране сегодня зарегистрировано несколько тысяч журналов, при этом в розничной продаже можно найти всего несколько десятков наименований.
Вторая особенность связана с логистикой и ее ограничениями. Если, например, журнал на полке закончился, то пройдет какое-то время, прежде, чем его привезут и он снова займет место на витрине.
Третья особенность состоит в том, что розница, как канал продаж, больше подходит для журналов массового спроса. В супермаркетах и других местах с большой проходимостью, тематические издания, адресованные определенному кругу читателей, имеют крайне низкий спрос. Поэтому продавать их там не выгодно ни издателю, ни распространителю.
— Ясно. Тогда второй вопрос, про подписку. О том, что этот канал продаж периодики испытывает в последние годы большие трудности, говорится много. На ваш взгляд — в чем причины этого?
— Для начала давайте попробуем определить саму проблему.
В чем суть услуги подписки, что это такое? Это доставка. То есть человек, который покупает подписку на журнал, платит за то, что ему будут доставлять интересующее его издание в течение всего периода подписки. Следовательно, можно говорить, что проблема подписки — это проблема доставки.
В этом виде проблема существовала не всегда. В советское время подписка на газеты и журналы была очень популярна, и единственным оператором здесь была почтовая система. Существовал внушительный бумажный каталог подписных изданий, люди выписывали по несколько газет и журналов на семью, издания доставляли в почтовый ящик исправно и практически без сбоев.
После перехода к рыночной экономике система стала давать сбой. Спрос на подписку не исчез, но он значительно сократился, изменилось его качество, изменились требования рынка к самой услуге. При этом почтовая система в нашей стране осталась практически без изменений, сегодня она существует как усеченная версия советской почтовой системы. И поскольку почтовая система работает не по законам рынка, то у нее просто нет стимула менять что-либо в своем подходе.
В начале девяностых годов стали появляться так называемые альтернативные агентства подписки. Это компании, которые, по сути, строили свою работу по модели традиционной почты: у них были свои бумажные каталоги, подписные индексы и т.п. А поскольку модель была скопирована, то и качество услуги было сопоставимым.
В результате сегодня мы видим, что качество доставки не улучшается, подписчики теряют доверие к услуге, их число сокращается. И так дальше по нисходящей.
— Можно ли изменить сложившуюся ситуацию?
— Теоретически да. Решение можно разделить на две части: продажа подписки и доставка изданий по подписке. Очевидно, что в рамках одного, пусть даже очень большого издательского дома, решить обе задачи невозможно. Если для стимулирования подписки на свои журналы издатели еще что-то предпринимают, то организовать доставку изданий своим подписчикам им точно не под силу.
Именно поэтому мы и создали наш интернет-магазин, в котором мы и продаем подписку, и осуществляем доставку.
— Опять же возвращаясь к вашему анонсу запуска. Вы указываете, что для вас основной приоритет в работе — качество доставки. Если это не коммерческая тайна, расскажите — как она организована? В чем именно проявляется это качество?
— Да, действительно, качество доставки журналов подписчикам мы считаем своим основным приоритетом, ведь в том числе за это читатели платят деньги. Качество доставки для нас важно еще и потому, что мы хотим вернуть читателям доверие к подписке как к услуге.
Что касается организации работы, то основа нашего успеха — это наше отношение к делу, отношение к клиентам — нашим подписчикам. Я начинал свой путь в этом бизнесе много лет назад в отделе распространения одного издательского дома, и мне очень хорошо известно, как устроены все процессы в организации подписки, причем как внутри издательского дома, так и в подписных агентствах. Я прекрасно знаю весь процесс, знаю, с какими проблемами приходится сталкиваться подписчикам.
Приведу пример. Недавно мой знакомый, генеральный директор крупной компании, подписался на журнал с доставкой в офис в одном из агентств подписки. Ему не принесли первый же номер. Он попросил секретаря узнать в агентстве — в чем же причина? Секретарь три недели не могла получить внятного ответа от представителя агентства. В результате, почти через месяц, в агентстве ей ответили, что издатель напечатал очень мало журналов, и они у них уже закончились.
Самое важное для нас в работе — это доверие наших подписчиков, поэтому вся работа строится так, чтобы доверие росло с каждым номером, который мы доставляем. Все без исключения сотрудники нашего магазина это понимают. Я лично контролирую работу на всех уровнях, и могу гарантировать высокое качество доставки каждому клиенту.
Важно отметить, что в Петербурге журналы доставляет наша собственная курьерская служба, при этом доставка для подписчиков является бесплатной.
В другие города доставка осуществляется почтой или курьером, на выбор самого подписчика.
— Как восприняли ваше предложение о сотрудничество издатели? Сколько изданий сейчас в вашей подписной базе?
— Очень хорошо. Абсолютно все, с кем я успел поговорить, выразили готовность к сотрудничеству и продвижению своих изданий в нашем интернет-магазине подписки. Сегодня почти все издатели понимают две вещи. Во-первых, розница по сравнению с подпиской почти достигла пределов своего роста. Во-вторых, подписка — это гарантированная аудитория для журнала на много номеров вперед.
Что касается нашего ассортимента, то сегодня в нашем магазине чуть меньше ста изданий, но при сохранении нынешней динамики в следующем году у нас будут представлены порядка тысячи наименований.
— Будь я издателем, я бы наверно, получив ваше предложение, сражу же задалась вопросом — а как вы сами планируете продвигать свою услугу среди подписчиков? Ведь мой, издательский, успех на вашем ресурсе будет напрямую зависеть от того, насколько конечный читатель осведомлен о Mymagazines.ru …
— Для продвижения сейчас мы задействуем три канала: поисковые системы, социальные сети и сайты журналов, которые у нас представлены.
Также практически все издатели охотно размещают информацию о нашем магазине на страницах своих изданий.
Со временем мы планируем задействовать еще несколько инструментов продвижения, но пока я не готов об этом говорить.
— А еще меня, конечно же, волновало бы по какой цене будет продаваться мое издание. Расскажите о системе ценообразования.
— В части ценообразования мы не сопоставляем свои цены ни с редакцией, ни с розницей. У каждого издателя, как у производителя, свое обоснование для цены, у розницы — свое. Мы же не просто перепродаем журналы, мы предлагаем читателям сервис, который заключается в удобстве заказа и получения изданий.
— Евгений, наверняка, помимо организации подписки, вы будете предлагать издателям и другие услуги. Реклама, продвижение, акции… что-то еще?
— Да, у нас предусмотрены услуги, которые позволят издателям выделить свое издание на общем фоне и привлечь к нему внимание. На главной странице магазина есть возможность разместить промо-слайд о журнале. Также вместе с издателями мы планируем проводить акции и дарить подарки наиболее активным подписчикам.
— И немного о планах. С какими показателями вы планируете закончить этот год?
— Показатели мы не раскрываем. Скажу лишь, что основная задача для нас сейчас — это заполнение ассортимента. Мы планируем, что к концу года в нашем магазине будут представлены порядка пятисот изданий, и каждый подписчик сможет найти у нас журнал по своим интересам.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.ru