Прирост как символ

Реклама в прессе в январе-августе 2012 г. выросла на 1%

К нашему величайшему сожалению, наметившийся в последние 4 месяца тренд роста рекламных доходов печатных СМИ в августе снова сменился незначительным падением. Таким образом, по итогам 8 месяцев 2012 г. прирост доходов прессы составил символический 1% (см. Таблицу 1), и если изобразить сравнение динамики рынка в 2012 и 2011 гг. в виде линейной диаграммы, то можно увидеть, что линии по этим годам практически совпадают (Диаграмма 1).

Таблица 1 

Доходы от рекламы изданий центральной прессы 

помесячно за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС 

Месяц

2011

2012

Динамика, %

январь

1 425  

1 375  

-4%

февраль

2 345  

2 343  

0%

март

3 457  

3 341  

-3%

апрель

3 239  

3 343  

+3%

май

2 653  

2 785  

+5%

июнь

2 377  

2 440  

+3%

июль

1 846  

1 981  

+7%

август

1 793  

1 756  

-2%

Центральная пресса ВСЕГО:

19 135  

19 363  

+1%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Диаграмма 1 

Доходы от рекламы изданий центральной прессы 

помесячно за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС 

 

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Не демонстрирует никаких признаков изменения ситуация внутри рынка. Сохраняется относительно высокий прирост объемов рекламы в газетах, значительное сокращение наблюдается в рекламных изданиях, в районе нуля находятся колебания по журналам (см. Таблицы 2 и 3). 

Таблица 2 

Доходы от рекламы изданий центральной прессы 

за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС 

Тип издания

2011

2012

Динамика, %

Газеты

4 304  

5 023  

+17%

Журналы

11 655  

11 736  

+1%

Рекламные

3 176  

2 604  

-18%

Центральная пресса ВСЕГО:

19 135  

19 363  

+1%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Таблица 3 

Доходы от рекламы изданий центральной прессы 

за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС 

Тип издания

2011

2012

Динамика, %

Газеты ежедневные

2 317  

2 735  

+18%

Газеты еженедельные

1 987  

2 288  

+15%

Журналы ежемесячные

7 768  

7 962  

+2%

Журналы еженедельные

3 887  

3 775  

-3%

Рекламные издания

3 176  

2 604  

-18%

Центральная пресса ВСЕГО:

19 135  

19 363  

+1%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) 

Причины стагнации журналов и сокращения доходов рекламных изданий объяснить гораздо проще, нежели бодрый рост газет, который у многих читателей вызывает вопросы и даже недоверие. Этой темой пришлось заняться плотнее. О причинах «газетного бума» подробно можно прочитать тут

Кратко же добавим, что, как выясняется, реклама лекарств и БАДов для газетной прессы просто жизненно необходима, и ее вклад в доходность газет не идет ни в какое сравнение даже со вкладом алкогольных напитков и пива. Кстати, объем рекламы последних в преддверии полного запрета с 2013 г. в июле и августе в отдельных издательских нишах вырос в разы, а в некоторых изданиях – в десятки раз. Об этом, возможно, поговорим как-нибудь подробно. 

В тематических издательских нишах ситуация по итогам 8 месяцев в сравнении с итогами 6-7 месяцев также практически не изменилась, по той простой причине, что летние месяцы традиционно значительно уступают другим периодам по общим объемам рекламы и не могут сильно повлиять на результаты всего года (см. Таблицу 4). Можно лишь отметить, что за счет плохих показателей в августе заметно ухудшилась итоговая динамика доходов за отчетный период «январь-август» по нишам «Бортовые журналы» (с 43% до 39%), «Кроссворды и развлекательные» (с 31% до 25%) и «Садоводство, цветоводство» (с –20% до –25%), если сравнивать с периодом «январь-июль». 

Таблица 4 

Доходы от рекламы изданий центральной прессы 

за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС 

Ниша

2011

2012

Динамика, %

Женские журналы

3 977  

3 716  

-7%

ТВ-гиды

1 812  

1 866  

+3%

Еженедельные газеты (Масс)

1 521  

1 772  

+16%

Ежедневные газеты (Кач)

1 439  

1 704  

+18%

Мужские журналы

965  

947  

-2%

Автомобильные

809  

898  

+11%

Деловые и общ-полит. журналы

794  

848  

+7%

Трудоустройство

832  

847  

+2%

Кино и знаменитости

793  

807  

+2%

Бесплатные издания

775  

759  

-2%

Интерьер, загородный дом

573  

641  

+12%

Ежедневные газеты (Масс)

549  

603  

+10%

Каталоги: строительство, интерьер

709  

586  

-17%

Бортовые журналы

343  

476  

+39%

Автомобильные (рекламные)

603  

410  

-32%

Бесплатных объявлений

516  

373  

-28%

Путеводители по развлечениям

370  

363  

-2%

Познавательные

243  

252  

+4%

Семья, уход за ребенком

282  

252  

-11%

Туризм и путешествия

144  

179  

+24%

B2B

184  

173  

-6%

Здоровый образ жизни

175  

162  

-8%

Компьютерные

156  

159  

+2%

Молодежные

148  

149  

0%

Гастрономические

110  

126  

+15%

Еженедельные газеты (Кач)

116  

113  

-3%

Электронная техника

114  

100  

-13%

Кроссворды и развлекательные

45  

57  

+25%

Садоводство, цветоводство

36  

27  

-25%

Центральная пресса ВСЕГО:

19 135  

19 363  

+1%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) 

В товарных категориях август получил шанс стать заметным месяцем всего года для «Компьютеров и аксессуаров» (падение бюджетов по данной категории за период «январь-июль» составляло 14%, а за период «январь-август» – 9%). Такая коррекция произошла за счет 33%-го прироста в августе. Напротив, «Бытовая техника» ухудшила свою динамику с 7% до -10% (в августе падение составило 37%) (см. Таблицу 5). 

Таблица 5

Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе

за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС 

Товарная категория

2011

2012

Динамика, %

Медицина, лекарства, БАДы

1 926  

2 254  

+17%

Автомобили и аксессуары

1 938  

2 170  

+12%

Парфюмерия и косметика

2 252  

1 928  

-14%

Одежда, обувь, аксессуары

1 330  

1 535  

+15%

Финансовые и страховые услуги

719  

881  

+23%

Часы и ювелирные изделия

792  

874  

+10%

Алкогольные напитки и пиво

668  

817  

+22%

Недвижимость

435  

542  

+25%

СМИ и спецмероприятия

594  

523  

-12%

Табачные изделия

551  

523  

-5%

Мебель и предметы интерьера

449  

504  

+12%

Продукты питания и напитки

509  

487  

-4%

Строительные товары и услуги

428  

475  

+11%

Компьютеры и оргтехника, софт

383  

347  

-9%

Бытовая техника

381  

341  

-10%

Туризм и отдых

212  

213  

0%

Детские товары

299  

211  

-29%

Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника

260  

192  

-26%

Торговые организации

199  

161  

-19%

Спортивные товары

88  

127  

+44%

Мобильные телефоны

133  

105  

-21%

Услуги сотовой связи

160  

99  

-38%

Бытовая химия

123  

51  

-59%

Социальная реклама

19  

19  

-2%

Политическая реклама

1  

10  

+778%

Другое

1 232  

1 230  

0%

Classified

3 056  

2 743  

-10%

Центральная пресса ВСЕГО:

19 135  

19 363  

+1%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) 

…Копаясь в деталях и глядя на некоторые пугающие своими трехзначными размерами отрицательные величины, невольно думаешь, что нулевая отметка прироста по прессе – это еще не самое страшное. 8)

Александр Ефремов, эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»

Источник: Sostav.ru