К нашему величайшему сожалению, наметившийся в последние 4 месяца тренд роста рекламных доходов печатных СМИ в августе снова сменился незначительным падением. Таким образом, по итогам 8 месяцев 2012 г. прирост доходов прессы составил символический 1% (см. Таблицу 1), и если изобразить сравнение динамики рынка в 2012 и 2011 гг. в виде линейной диаграммы, то можно увидеть, что линии по этим годам практически совпадают (Диаграмма 1).
Таблица 1
Доходы от рекламы изданий центральной прессы
помесячно за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Месяц |
2011 |
2012 |
Динамика, % |
январь |
1 425 |
1 375 |
-4% |
февраль |
2 345 |
2 343 |
0% |
март |
3 457 |
3 341 |
-3% |
апрель |
3 239 |
3 343 |
+3% |
май |
2 653 |
2 785 |
+5% |
июнь |
2 377 |
2 440 |
+3% |
июль |
1 846 |
1 981 |
+7% |
август |
1 793 |
1 756 |
-2% |
Центральная пресса ВСЕГО: |
19 135 |
19 363 |
+1% |
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Диаграмма 1
Доходы от рекламы изданий центральной прессы
помесячно за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Не демонстрирует никаких признаков изменения ситуация внутри рынка. Сохраняется относительно высокий прирост объемов рекламы в газетах, значительное сокращение наблюдается в рекламных изданиях, в районе нуля находятся колебания по журналам (см. Таблицы 2 и 3).
Таблица 2
Доходы от рекламы изданий центральной прессы
за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Тип издания |
2011 |
2012 |
Динамика, % |
Газеты |
4 304 |
5 023 |
+17% |
Журналы |
11 655 |
11 736 |
+1% |
Рекламные |
3 176 |
2 604 |
-18% |
Центральная пресса ВСЕГО: |
19 135 |
19 363 |
+1% |
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Таблица 3
Доходы от рекламы изданий центральной прессы
за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Тип издания |
2011 |
2012 |
Динамика, % |
Газеты ежедневные |
2 317 |
2 735 |
+18% |
Газеты еженедельные |
1 987 |
2 288 |
+15% |
Журналы ежемесячные |
7 768 |
7 962 |
+2% |
Журналы еженедельные |
3 887 |
3 775 |
-3% |
Рекламные издания |
3 176 |
2 604 |
-18% |
Центральная пресса ВСЕГО: |
19 135 |
19 363 |
+1% |
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Причины стагнации журналов и сокращения доходов рекламных изданий объяснить гораздо проще, нежели бодрый рост газет, который у многих читателей вызывает вопросы и даже недоверие. Этой темой пришлось заняться плотнее. О причинах «газетного бума» подробно можно прочитать тут.
Кратко же добавим, что, как выясняется, реклама лекарств и БАДов для газетной прессы просто жизненно необходима, и ее вклад в доходность газет не идет ни в какое сравнение даже со вкладом алкогольных напитков и пива. Кстати, объем рекламы последних в преддверии полного запрета с 2013 г. в июле и августе в отдельных издательских нишах вырос в разы, а в некоторых изданиях – в десятки раз. Об этом, возможно, поговорим как-нибудь подробно.
В тематических издательских нишах ситуация по итогам 8 месяцев в сравнении с итогами 6-7 месяцев также практически не изменилась, по той простой причине, что летние месяцы традиционно значительно уступают другим периодам по общим объемам рекламы и не могут сильно повлиять на результаты всего года (см. Таблицу 4). Можно лишь отметить, что за счет плохих показателей в августе заметно ухудшилась итоговая динамика доходов за отчетный период «январь-август» по нишам «Бортовые журналы» (с 43% до 39%), «Кроссворды и развлекательные» (с 31% до 25%) и «Садоводство, цветоводство» (с –20% до –25%), если сравнивать с периодом «январь-июль».
Таблица 4
Доходы от рекламы изданий центральной прессы
за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Ниша |
2011 |
2012 |
Динамика, % |
Женские журналы |
3 977 |
3 716 |
-7% |
ТВ-гиды |
1 812 |
1 866 |
+3% |
Еженедельные газеты (Масс) |
1 521 |
1 772 |
+16% |
Ежедневные газеты (Кач) |
1 439 |
1 704 |
+18% |
Мужские журналы |
965 |
947 |
-2% |
Автомобильные |
809 |
898 |
+11% |
Деловые и общ-полит. журналы |
794 |
848 |
+7% |
Трудоустройство |
832 |
847 |
+2% |
Кино и знаменитости |
793 |
807 |
+2% |
Бесплатные издания |
775 |
759 |
-2% |
Интерьер, загородный дом |
573 |
641 |
+12% |
Ежедневные газеты (Масс) |
549 |
603 |
+10% |
Каталоги: строительство, интерьер |
709 |
586 |
-17% |
Бортовые журналы |
343 |
476 |
+39% |
Автомобильные (рекламные) |
603 |
410 |
-32% |
Бесплатных объявлений |
516 |
373 |
-28% |
Путеводители по развлечениям |
370 |
363 |
-2% |
Познавательные |
243 |
252 |
+4% |
Семья, уход за ребенком |
282 |
252 |
-11% |
Туризм и путешествия |
144 |
179 |
+24% |
B2B |
184 |
173 |
-6% |
Здоровый образ жизни |
175 |
162 |
-8% |
Компьютерные |
156 |
159 |
+2% |
Молодежные |
148 |
149 |
0% |
Гастрономические |
110 |
126 |
+15% |
Еженедельные газеты (Кач) |
116 |
113 |
-3% |
Электронная техника |
114 |
100 |
-13% |
Кроссворды и развлекательные |
45 |
57 |
+25% |
Садоводство, цветоводство |
36 |
27 |
-25% |
Центральная пресса ВСЕГО: |
19 135 |
19 363 |
+1% |
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
В товарных категориях август получил шанс стать заметным месяцем всего года для «Компьютеров и аксессуаров» (падение бюджетов по данной категории за период «январь-июль» составляло 14%, а за период «январь-август» – 9%). Такая коррекция произошла за счет 33%-го прироста в августе. Напротив, «Бытовая техника» ухудшила свою динамику с 7% до -10% (в августе падение составило 37%) (см. Таблицу 5).
Таблица 5
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе
за январь-август 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Товарная категория |
2011 |
2012 |
Динамика, % |
Медицина, лекарства, БАДы |
1 926 |
2 254 |
+17% |
Автомобили и аксессуары |
1 938 |
2 170 |
+12% |
Парфюмерия и косметика |
2 252 |
1 928 |
-14% |
Одежда, обувь, аксессуары |
1 330 |
1 535 |
+15% |
Финансовые и страховые услуги |
719 |
881 |
+23% |
Часы и ювелирные изделия |
792 |
874 |
+10% |
Алкогольные напитки и пиво |
668 |
817 |
+22% |
Недвижимость |
435 |
542 |
+25% |
СМИ и спецмероприятия |
594 |
523 |
-12% |
Табачные изделия |
551 |
523 |
-5% |
Мебель и предметы интерьера |
449 |
504 |
+12% |
Продукты питания и напитки |
509 |
487 |
-4% |
Строительные товары и услуги |
428 |
475 |
+11% |
Компьютеры и оргтехника, софт |
383 |
347 |
-9% |
Бытовая техника |
381 |
341 |
-10% |
Туризм и отдых |
212 |
213 |
0% |
Детские товары |
299 |
211 |
-29% |
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника |
260 |
192 |
-26% |
Торговые организации |
199 |
161 |
-19% |
Спортивные товары |
88 |
127 |
+44% |
Мобильные телефоны |
133 |
105 |
-21% |
Услуги сотовой связи |
160 |
99 |
-38% |
Бытовая химия |
123 |
51 |
-59% |
Социальная реклама |
19 |
19 |
-2% |
Политическая реклама |
1 |
10 |
+778% |
Другое |
1 232 |
1 230 |
0% |
Classified |
3 056 |
2 743 |
-10% |
Центральная пресса ВСЕГО: |
19 135 |
19 363 |
+1% |
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
…Копаясь в деталях и глядя на некоторые пугающие своими трехзначными размерами отрицательные величины, невольно думаешь, что нулевая отметка прироста по прессе – это еще не самое страшное. 8)
Александр Ефремов, эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
Источник: Sostav.ru